Картина «Христос и грешница» положила начало евангельскому циклу в творчестве Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927) и была задумана художником еще в 1860-е годы, но воплощена только в 1887 году. За столь длительный срок было создано несколько версий полотна и многочисленные этюды к нему. Один из них — этюд головы молодого еврея из собрания Тарусской картинной галереи. Вероятно, он был выполнен в 1881–1882 годах, во время первой поездки художника на Ближний Восток. Через год, осознав, что ему не хватает материала, а именно изображений людей, Поленов отправился в Италию, где создавал изображения итальянских евреев.
Полотно буквально насыщено многочисленными разнообразными типажами людей, и каждое изображение портретно. Безусловно, наиболее выразительным и проработанным был образ Христа — человечного и всепрощающего. Из воспоминаний художника Константина Коровина о своем учителе Поленове: «Я начинаю большую картину, — сказал он мне, — „Христос и грешница“. У меня к вам просьба. В свободное время вы немножко попозируйте мне, полчаса. Я с вас немного попишу. Мне нужно». Позировал ему для фигуры Иисуса и второй его любимый ученик — Исаак Левитан. В окончательном варианте полотна узнаются именно его черты.
Евангельские сюжеты являются наиболее значительными в исторической живописи Поленова, особенно интересовала его тема земной жизни Иисуса. Он пытался придать реалистичную трактовку образу Спасителя и сюжету из Евангелия.
На этом этюде, вероятно, изображен один из представителей толпы, застывший в ожидании вердикта Христа, что делать с грешницей. Изображение написано непосредственно с натуры, отличается хорошей живописной моделировкой, портретно. Мужчина изображен с покрытой белой шапочкой головой, как и все мужские персонажи на картине, кроме Христа. Образ мужчины отмечен повышенным вниманием художника к выписыванию особенностей его облика, предметов его одежды и лишен идеализации. Что примечательно, этот образ для окончательного варианта картины не был использован.
Полотно буквально насыщено многочисленными разнообразными типажами людей, и каждое изображение портретно. Безусловно, наиболее выразительным и проработанным был образ Христа — человечного и всепрощающего. Из воспоминаний художника Константина Коровина о своем учителе Поленове: «Я начинаю большую картину, — сказал он мне, — „Христос и грешница“. У меня к вам просьба. В свободное время вы немножко попозируйте мне, полчаса. Я с вас немного попишу. Мне нужно». Позировал ему для фигуры Иисуса и второй его любимый ученик — Исаак Левитан. В окончательном варианте полотна узнаются именно его черты.
Евангельские сюжеты являются наиболее значительными в исторической живописи Поленова, особенно интересовала его тема земной жизни Иисуса. Он пытался придать реалистичную трактовку образу Спасителя и сюжету из Евангелия.
На этом этюде, вероятно, изображен один из представителей толпы, застывший в ожидании вердикта Христа, что делать с грешницей. Изображение написано непосредственно с натуры, отличается хорошей живописной моделировкой, портретно. Мужчина изображен с покрытой белой шапочкой головой, как и все мужские персонажи на картине, кроме Христа. Образ мужчины отмечен повышенным вниманием художника к выписыванию особенностей его облика, предметов его одежды и лишен идеализации. Что примечательно, этот образ для окончательного варианта картины не был использован.