Василий Дмитриевич Поленов принадлежит к числу самых талантливых представителей русской живописной школы. Профессор Академии художеств, участник многих передвижных выставок, он воспитал целое поколение замечательных мастеров, среди которых были Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров и другие.
История пейзажа «Кастальское ущелье», пришедшего в 1933 году из коллекции Государственного Музея изобразительных искусств, тесно связана с его созданием. Поленов был знаком с основателем музея Иваном Владимировичем Цветаевым и принимал активное участие в работе организационного комитета. По замыслу Поленова, интерьеры предполагалось украсить живописными панно с видами Египта, Греции, Палестины, Италии. Пейзажи должны были наглядно «подкреплять» экспонаты — подлинники и копии великих мастеров прошлого. Поленов занимался разработкой живописной программы, составлял списки предполагаемых картин, искал будущих исполнителей. Сам он планировал написать виды Египта, Греции и Палестины. Но, к сожалению, подготовка проекта слишком затянулась, и в силу различных причин интересному замыслу не суждено было осуществиться. Однако сохранилось несколько греческих этюдов, среди которых и «Кастальское ущелье», находящееся ныне в собрании Радищевского музея.
На картине изображены разделенные глубоким ущельем скалы Федриады, расположенные неподалеку от Дельф. Согласно древнему преданию, в огромной расщелине между ними обитало страшное чудовище Пифон, побежденное впоследствии Аполлоном. В честь Аполлона был построен храм. На дне ущелья бил знаменитый Кастальский источник, считавшийся священным. Пейзаж Поленова в полной мере передает величие и мощь древней земли. Огромные сизовато-коричневые скалы Федриады заполняют почти все пространство холста, небо виднеется лишь узкой полоской. Написанный на крупнозернистом, слабо загрунтованном холсте, этот огромный этюд рассчитан на восприятие с большого расстояния. Излюбленная мастером красочная гамма, построенная на сочетании насыщенных голубовато-синих, глубоких зеленых и серебристо-коричневатых оттенков, придает пейзажу особую выразительность.
История пейзажа «Кастальское ущелье», пришедшего в 1933 году из коллекции Государственного Музея изобразительных искусств, тесно связана с его созданием. Поленов был знаком с основателем музея Иваном Владимировичем Цветаевым и принимал активное участие в работе организационного комитета. По замыслу Поленова, интерьеры предполагалось украсить живописными панно с видами Египта, Греции, Палестины, Италии. Пейзажи должны были наглядно «подкреплять» экспонаты — подлинники и копии великих мастеров прошлого. Поленов занимался разработкой живописной программы, составлял списки предполагаемых картин, искал будущих исполнителей. Сам он планировал написать виды Египта, Греции и Палестины. Но, к сожалению, подготовка проекта слишком затянулась, и в силу различных причин интересному замыслу не суждено было осуществиться. Однако сохранилось несколько греческих этюдов, среди которых и «Кастальское ущелье», находящееся ныне в собрании Радищевского музея.
На картине изображены разделенные глубоким ущельем скалы Федриады, расположенные неподалеку от Дельф. Согласно древнему преданию, в огромной расщелине между ними обитало страшное чудовище Пифон, побежденное впоследствии Аполлоном. В честь Аполлона был построен храм. На дне ущелья бил знаменитый Кастальский источник, считавшийся священным. Пейзаж Поленова в полной мере передает величие и мощь древней земли. Огромные сизовато-коричневые скалы Федриады заполняют почти все пространство холста, небо виднеется лишь узкой полоской. Написанный на крупнозернистом, слабо загрунтованном холсте, этот огромный этюд рассчитан на восприятие с большого расстояния. Излюбленная мастером красочная гамма, построенная на сочетании насыщенных голубовато-синих, глубоких зеленых и серебристо-коричневатых оттенков, придает пейзажу особую выразительность.