Шрифт
Цвет
Графика
Поленов В.Д.
Персона

Поленов Василий Дмитриевич

Годы жизни: 1844—1927
#2
Художник Василий Поленов не сразу нашел свой коронный жанр. Он начинал с исторических картин и пробовал свои силы в разных сюжетах и направлениях. Уже в зрелые годы он, наконец, остановился на пейзажной и жанровой живописи, которая и принесла ему известность. А работа Поленова «Московский дворик» положила начало так называемой интимной живописи.
#5

Начало пути: математик, художник, юрист

#6
Василий Поленов родился 1 июня (20 мая по старому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал в Русском археологическом обществе, исследовал летописи, а мать занималась литературой и была автором детских книг. Дворянская семья Поленовых интересовалась искусством. Детей учили специалисты из Императорской Академии художеств. Первые уроки рисования будущий художник получил от Павла Чистякова.
 
Поленову нравились занятия живописью. Но родители хотели, чтобы он получил «серьезную» специальность. Поэтому в 1863 году он поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета. Также будущий художник вольнослушателем посещал курсы по рисованию, анатомии, геометрии и истории искусств. А вскоре Поленов поступил в натурный класс Академии художеств. Выпускные экзамены 1867 года принесли ему серебряные медали за этюд и рисунки. После этого Поленов решил претендовать на золотую медаль по классу исторической живописи.
 
Позже Поленов окончил и университет, выбрав во второй раз юридический факультет. В 1871 году он написал работу «О значении искусства в его применении к ремеслам». В этот же год он получил Большую золотую медаль Академии художеств за работу «Воскрешение дочери Иаира». Вместе с ним медалистами стали Илья Репин, Евгений Макаров, Михаил Зеленский и Георгий Урлауб. Великий князь Владимир Александрович, куратор Академии, не знал, что награда должна быть одна.
#7

Поиск своего пути в Европе

#8
Большая золотая медаль позволяла выпускникам отправиться за границу в пенсионерские поездки, чем и воспользовался Поленов. Его путешествие длилось несколько лет. В это время художник искал близкое ему направление: посещал галереи, изучал живопись разных стилей. Так, в Германии он познакомился с творчеством художников-романтиков и авторов исторических картин. Также он ездил в местные замки, рисовал их. Позже эти эскизы живописец использовал для полотна «Право господина».
 
Кроме Германии Поленов посетил итальянские центры искусства — Венецию, Флоренцию и Неаполь. Там он подружился с Саввой Мамонтовым и участниками Абрамцевского кружка. Теплые отношения с ними он поддерживал и после того, как вернулся в Россию.
 
В Париже Поленов познакомился с живописцами барбизонской школы и попробовал писать в схожем стиле. Так появилась картина «Ливень» в серых тонах. Также он побывал на севере страны, в Нормандии. В приморском городе Вёль Поленов находился три месяца. Здесь он сосредоточился на пейзажах и написал картины «Белая лошадь», «Этрета. Нормандия», «Старые ворота. Вёль».
#9

Военные сцены и «незначительный» московский двор

#10
Несмотря на то что на поездку руководство Академии художеств отводило шесть лет, Поленов решил вернуться на два года раньше. В качестве итогов путешествия он предъявил два больших полотна — «Право господина» и «Арест гугенотки», а также полсотни этюдов. За них художнику присудили статус академика. Кроме того, поездка помогла Поленову четко осознать свои интересы. Поленов писал:
#11
Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь.
#12
Свое направление сам художник обозначил как бытовой пейзаж.
 
После этого Поленов отправился на фронт Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Все, что художник видел на полях боя, он тоже фиксировал. Поленов отправлял в журнал «Пчела» бытовые этюды: портреты, сцены из жизни в военном лагере, зарисовки зданий, — но среди этих работ не было ни одной батальной картины.

Вернувшись в Россию, Поленов обосновался в Москве. Первой его работой на новом месте стало «Пострижение негодной царевны». Однако картину он не закончил: до наших дней сохранились только наброски, изображения церквей Кремля и старинных жилищ. Но «Пострижение» помогло художнику освоить мастерство изображения исторических интерьеров.
 
Один из этюдов он позже использовал в работе над «Московским двориком». Поленов представил эту картину на Шестой экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок в 1878 году. Работа получила положительные отклики критиков. Она отличалась от остросоциальных полотен участников Товарищества поэтичностью и элегичностью. Однако сам автор «Дворик» не любил и считал его «незначительным».
#13

Поздние годы: евангельский цикл, музей в Борке, занятия музыкой

#14
Поленов еще в европейской поездке пробовал писать на библейские сюжеты. А в 1881 году он начал работу над полотном «Христос и грешница». Художник видел своей целью «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Чтобы воплотить замысел, Поленов отправился в очередное путешествие. Компанию ему составили искусствовед Адриан Прахов и промышленник Семен Абамелек-Лазарев. Втроем они посетили Грецию, Турцию, Египет, Сирию и Палестину. Местные пейзажи, их яркость, цветные наряды местных жителей вдохновляли Поленова. Он постоянно писал этюды. Позже эти работы купил Павел Третьяков.
 
Погружение в среду отвлекло художника от библейского полотна. Чтобы завершить «Христа» и цикл о нем, он поехал в Италию. В этом путешествии он сосредоточился на общем замысле и создал эскизы к картине. Само произведение Поленов завершил в 1886–1887 годах в доме Саввы Мамонтова.
Публика увидела «Христа и грешницу» на выставке передвижников 1887 года. Картиной заинтересовались Павел Третьяков и император Александр III, который ее и приобрел.
 
Вырученную сумму Поленов потратил на усадьбу. Он приобрел участок в селе Бёхове Тульской губернии и сам разработал чертежи для нового дома. В имении он разместил жилище для семьи, музей, картинную галерею, где выставил свои картины и работы учеников — Исаака Левитана, Константина Коровина, Ильи Остроухова. В самом селе художник организовал две школы и открыл световой театр для крестьянских детей.
 
В 1890-е годы Савва Мамонтов, который в это время открыл Русскую частную оперу, пригласил Поленова поработать над музыкальными постановками. Художник оформил спектакли «Фауст» Шарля Гуно, «Фальстаф» Джузеппе Верди и «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда фон Глюка. В это же время Поленов попробовал себя в музыке и написал два духовных сочинения — «Всенощную» и «Литургию». А его оперу «Призраки Эллады» исполняли в Большом зале Московской консерватории и Народном доме в Тарусе.
 
В 1890-х и начале 1900-х годов Поленов продолжал работать над циклом о Христе. В 1905 году он завершил все картины. В этом же году в знак протеста против великого князя Владимира Александровича и его роли в народных волнениях он вместе с Валентином Серовым вышел из состава Академии художеств.

После революции 1917 года художник постоянно жил в своем имении Борок. Там он по-прежнему занимался просвещением: устраивал экскурсии по усадьбе, вел театральный кружок, учил детей рисованию. В эти же годы Поленов написал «Разлив на Оке».
 
В 1924 году прошла первая советская выставка Поленова. В 1926 году он в числе первых получил статус народного художника РСФСР.

Василий Поленов умер в усадьбе Борок 18 июля 1927 года. Его похоронили на сельском кладбище в Бёхове.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%