Замечательный живописец, талантливый театральный декоратор, а также композитор, Василий Дмитриевич Поленов был широко образованным человеком, получившим два образования — художественное в Петербургской Академии и юридическое в Петербургском университете. Профессионально занимался математикой, увлекался историей, что очень помогло ему в работе художника.
Одной из важнейших тем живописного наследия Поленова являются евангельские сюжеты. Вторая половина XIX века ознаменовалась духовными поисками и новым пониманием христианской религии. Представители целой плеяды великих русских художников по-своему переосмысливали Священное писание. Еще в юном возрасте Василий Поленов видел большую выставку Александра Иванова, где помимо знаменитого полотна «Явление Христа народу» были представлены все подготовительные этюды, созданные Ивановым для работы над картиной. Выставка произвела на будущего художника неизгладимое впечатление, и именно тогда у него возник замысел создать свой художественный образ Христа, близкого и понятного людям, что привело в будущем к написанию целого цикла картин, посвященных жизни Иисуса.
Поленов разделял взгляды французского писателя и философа Эрнеста Ренана о человеческой сущности Иисуса как реальной исторической фигуры. Поэтому Христос и Дева Мария в его творчестве приближены к зрителю и представлены обыкновенными людьми, которые испытывают простые и естественные человеческие чувства: радости и страдания, надежды и печали.
Совершив многочисленные поездки по странам Ближнего Востока, Поленов исполнил сотни натурных этюдов и эскизов к своим картинам из евангельского цикла. Долгое пребывание на Востоке обогатило его палитру яркими красками, что удивляло публику и художественных критиков, привыкших к темной колористической гамме передвижников.
На эскизе, представленном в коллекции Омского музея, Поленов изобразил Деву Марию, идущую по дороге в Нагорную страну к своей родственнице Елизавете, матери Иоанна Крестителя. Мария хотела поделиться радостной вестью о том, что у нее родится ребенок. Богоматерь изображена как обыкновенная земная женщина, идущая по дороге. Горная природа показана художником с удивительной достоверностью, этюд наполнен солнечными бликами и цветовыми рефлексами, очень точно передающими особенности южного освещения.