В экспозиции музея-квартиры Николая Семёновича Голованова хранится фотография супруги дирижера Антонины Неждановой с дарственной надписью: «Н.С. Голованову. А. Нежданова. Гордому таланту в воспоминание о репетициях концертов…»
Имена великой певицы и дирижера и аккомпаниатора навечно вошли в летопись русской музыкальной культуры. Голованов и Нежданова встретились в 1915 году в доме М.М. Ипполитова-Иванова, который пригласил их обоих на торжественный ужин после премьеры сюиты из оперы «Принцесса Юрата», написанной Головановым. Близкое знакомство двух талантливых людей стало началом их совместного жизненного пути, прочного творческого содружества, основанного на исключительном отношении друг к другу, глубочайшем уважении, понимании, трогательной нежности и заботе друг о друге. Очень скоро Николай Голованов стал постоянным аккомпаниатором певицы и выступал почти на всех ее концертах вплоть до последнего, состоявшегося в 1943 году в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину.
По воспоминаниям современников, концертный дуэт Неждановой и Голованова был идеальным: голос и инструмент сливались полностью, что достигалось многочасовыми репетициями. Николай Семёнович и Антонина Васильевна, столь разные по темпераменту, были едины в музыкальной чуткости и безошибочно находили общий язык в своей устремленности к художественной правде. Свыше 20 романсов, написанных Головановым, было исполнено Антониной Васильевной. Несколько романсов были посвящены певице лично. Казалось, Нежданова пела эти романсы с особенным удовольствием, а Голованов, аккомпанируя с величайшим вниманием, следил за малейшими нюансами в исполнении певицы, подхватывая на лету ее дыхание, оттеняя всю прелесть неповторимого тембра ее голоса. Знаменитый британский писатель и драматург Бернард Шоу, ошеломленный исполнением Неждановой русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет, — для того, чтобы я услышал лучшее из творений — Нежданову».
Имена великой певицы и дирижера и аккомпаниатора навечно вошли в летопись русской музыкальной культуры. Голованов и Нежданова встретились в 1915 году в доме М.М. Ипполитова-Иванова, который пригласил их обоих на торжественный ужин после премьеры сюиты из оперы «Принцесса Юрата», написанной Головановым. Близкое знакомство двух талантливых людей стало началом их совместного жизненного пути, прочного творческого содружества, основанного на исключительном отношении друг к другу, глубочайшем уважении, понимании, трогательной нежности и заботе друг о друге. Очень скоро Николай Голованов стал постоянным аккомпаниатором певицы и выступал почти на всех ее концертах вплоть до последнего, состоявшегося в 1943 году в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину.
По воспоминаниям современников, концертный дуэт Неждановой и Голованова был идеальным: голос и инструмент сливались полностью, что достигалось многочасовыми репетициями. Николай Семёнович и Антонина Васильевна, столь разные по темпераменту, были едины в музыкальной чуткости и безошибочно находили общий язык в своей устремленности к художественной правде. Свыше 20 романсов, написанных Головановым, было исполнено Антониной Васильевной. Несколько романсов были посвящены певице лично. Казалось, Нежданова пела эти романсы с особенным удовольствием, а Голованов, аккомпанируя с величайшим вниманием, следил за малейшими нюансами в исполнении певицы, подхватывая на лету ее дыхание, оттеняя всю прелесть неповторимого тембра ее голоса. Знаменитый британский писатель и драматург Бернард Шоу, ошеломленный исполнением Неждановой русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет, — для того, чтобы я услышал лучшее из творений — Нежданову».