Творчество Ивана Шишкина ассоциируется у большинства с правдивыми изображениями леса. Большей части его произведений свойственна точность рисунка и эпический размах. Основой художественного метода Шишкина была пленэрная работа. Для того, чтобы изучать природу, художник совершал ежегодные летние поездки на остров Валаам, под Петербург и в родную для него Елабугу.
«Сосновый лес» из новосибирского собрания был исполнен в Шмецке — модном среди петербуржцев дачном поселке неподалеку от Нарвы. В частности, его описал Николай Лесков в рассказе «Импровизаторы». Шишкина привлекал глухой шмецкий лес, отделенный шоссейной дорогой от длинного прибрежного ряда сдающихся на лето домиков. «Люблю жанр, люблю портреты, люблю… мало ли что я еще люблю, да вот заниматься этим не занимаюсь и не буду заниматься. А люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу», — так объяснял свое увлечение сам художник.
Быстрая этюдная манера исполнения в этом полотне соединилась с продуманным построением композиции. Это придает пейзажному образу убедительность и завершенность. Мастерскими приемами живописец достигает ощущения приближенности пейзажа к смотрящему на него человеку. Срезая рамой изображения древесных крон, он подчеркивает высоту и стройность сосен — и вместе с тем вносит в картину ноту камерности.
Взгляд зрителя естественно вводится в лесной уголок тропинкой, которая начинается у самого края холста, и, следуя за ней, уходит вдаль, огибая первый план картины. Здесь отразилась характерная для Шишкина высокая культура диалога художника и зрителя. Художник считал, что живопись предназначена для неторопливого всматривания, длящегося во времени постижения.
В этой работе Шишкина в полной мере проявились реалистические принципы нового русского пейзажа второй половины XIX века. Художник выступает здесь естествоиспытателем, исследователем и натуралистом, который стремится воспроизвести объективные стороны природной жизни. «Сосновый лес» далек от идеализированных изображений, как в академическом или романтическом пейзаже. Это прежде всего непосредственный опыт общения с природой.
«Сосновый лес» из новосибирского собрания был исполнен в Шмецке — модном среди петербуржцев дачном поселке неподалеку от Нарвы. В частности, его описал Николай Лесков в рассказе «Импровизаторы». Шишкина привлекал глухой шмецкий лес, отделенный шоссейной дорогой от длинного прибрежного ряда сдающихся на лето домиков. «Люблю жанр, люблю портреты, люблю… мало ли что я еще люблю, да вот заниматься этим не занимаюсь и не буду заниматься. А люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу», — так объяснял свое увлечение сам художник.
Быстрая этюдная манера исполнения в этом полотне соединилась с продуманным построением композиции. Это придает пейзажному образу убедительность и завершенность. Мастерскими приемами живописец достигает ощущения приближенности пейзажа к смотрящему на него человеку. Срезая рамой изображения древесных крон, он подчеркивает высоту и стройность сосен — и вместе с тем вносит в картину ноту камерности.
Взгляд зрителя естественно вводится в лесной уголок тропинкой, которая начинается у самого края холста, и, следуя за ней, уходит вдаль, огибая первый план картины. Здесь отразилась характерная для Шишкина высокая культура диалога художника и зрителя. Художник считал, что живопись предназначена для неторопливого всматривания, длящегося во времени постижения.
В этой работе Шишкина в полной мере проявились реалистические принципы нового русского пейзажа второй половины XIX века. Художник выступает здесь естествоиспытателем, исследователем и натуралистом, который стремится воспроизвести объективные стороны природной жизни. «Сосновый лес» далек от идеализированных изображений, как в академическом или романтическом пейзаже. Это прежде всего непосредственный опыт общения с природой.