Иван Шишкин был художником-передвижником. Товарищество передвижных художественных выставок возникло во второй половине XIX века. Его участники были последователями национальной реалистической школы живописи, противопоставляли себя художникам-академистам. Передвижники часто писали на социальные темы. Для их картин были характерны обостренный психологизм и реализм, граничащий с натурализмом.
#2
#14
Пейзажная живопись Ивана Шишкина отличалась размахом, четким рисунком и точным следованием натуре. Художник тщательно изучал природу, поэтому изображал ее на картинах в мельчайших деталях. Живописец Иван Крамской так писал о мастерстве коллеги:
«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему, тут он всё знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом… Шишкин — это „человек-школа“».
#9
Однако при всей подробности изображения Шишкин создавал в своих работах собирательный, эпический образ русской природы.
Художник предпочитал работать в глуши, где ничего не напоминало о человеке, особенно в месяцы устоявшегося лета, жаркого и солнечного. Именно такой он изобразил чащу на картине «В еловом лесу» — дикой и непроходимой.
Верхушки деревьев Шишкин «обрезал», оставил за границами полотна. Живописец часто прибегал к такому приему, чтобы создать впечатление «бесконечного леса», который не имеет ни начала, ни конца.
В центре композиции изображён поваленный ствол. Это характерная черта для многих пейзажей Шишкина: он любил писать выразительные детали, которые притягивали внимание зрителя.
Лежащее дерево контрастирует с более тёмным задним планом. Оно как будто подсвечено, хотя самого солнца на картине нет. Шишкин изображал в целом редко солнце, однако его лучи на лесных картинах художника всегда присутствуют, пробиваясь даже сквозь самую густую чащу.
В Государственном Русском музее хранится рисунок Шишкина 1878 года, похожий на картину «В еловом лесу». Судя по всему, эта живописная сцена понравилась художнику, и он возвращался к ней не один раз.
Художники XIX века признавали в Иване Шишкине мастера, равного которому не было «между русскими живописцами растительной природы». Например, Илья Репин говорил о нем так: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящнее и блистательней».
#15
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
В еловом лесу
Время создания
1870-е годы
Размер
34x27 см
Техника
холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться