Иван Шишкин прославился как художник-пейзажист. Особенно известны его полотна «Утро в сосновом лесу», «Рожь» и «Корабельная роща». Но кроме масляной живописи мастер работал и в других техниках — создал множество карандашных рисунков и гравюр в технике офорта.
Персона
Шишкин Иван Иванович
Годы жизни: 1832—1898
#2
#3
Юность в Елабуге и учеба в Москве
#4
Иван Шишкин родился в 1832 году в Вятской губернии, в городе Елабуге — сейчас это территория Республики Татарстан. Отец художника происходил из купеческой семьи и торговал хлебом. Шишкин-старший был образованным и уважаемым человеком, написал книгу об истории Елабуги, его избирали городским главой.
Отец стремился дать сыну достойное образование. В 12 лет Иван Шишкин поступил в Первую Казанскую мужскую гимназию, но проучился там недолго — не хотел становиться чиновником, как другие выпускники, и больше интересовался искусством, чем наукой. Семья такое увлечение не одобряла, мать Шишкина называла его рисунки«пачкотней бумаги». Поэтому будущий художник рисовал тайком от родных — по ночам, при свечах.
Однажды в Елабугу приехали мастера-иконописцы. Они рассказали юному художнику о Московском училище живописи и ваяния. Шишкин решил поступить туда и уговорил отца, чтобы тот отпустил его в Москву. В 1852 году Ивана Шишкина приняли в училище, он попал в класс к мастеру портрета Аполлону Мокрицкому. Преподаватель обучил начинающего художника основам рисунка и правильного построения форм.
Шишкина больше всего увлекали пейзажи. Он уходил далеко в лес и рисовал окружающую природу, стараясь точно передать детали: отдельные деревья, кустарники, лесные домики. Преподаватели отмечали, что на эскизах студента обычные среднерусские виды выглядели не менее живописными, чем пейзажи Швейцарии — любимой натуры художников того времени.
Иван Шишкин окончил училище в 1856 году, а в 1857-м отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств. Вместе с другими студентами летом он отправлялся летом на пленэр, бывал на побережье Финского залива и на острове Валаам в Ладожском озере. Там он писал скалы, воду и вековые деревья, зарисовывал кору деревьев, травы и мхи. За этюды с Валаама Шишкина наградили серебряной медалью Академии. А за картину«Вид на острове Валааме. Местность Кукко» в 1860 году ему присудили Большую золотую медаль, которая давала право на поездку по Европе за казенный счет.
Отец стремился дать сыну достойное образование. В 12 лет Иван Шишкин поступил в Первую Казанскую мужскую гимназию, но проучился там недолго — не хотел становиться чиновником, как другие выпускники, и больше интересовался искусством, чем наукой. Семья такое увлечение не одобряла, мать Шишкина называла его рисунки«пачкотней бумаги». Поэтому будущий художник рисовал тайком от родных — по ночам, при свечах.
Однажды в Елабугу приехали мастера-иконописцы. Они рассказали юному художнику о Московском училище живописи и ваяния. Шишкин решил поступить туда и уговорил отца, чтобы тот отпустил его в Москву. В 1852 году Ивана Шишкина приняли в училище, он попал в класс к мастеру портрета Аполлону Мокрицкому. Преподаватель обучил начинающего художника основам рисунка и правильного построения форм.
Шишкина больше всего увлекали пейзажи. Он уходил далеко в лес и рисовал окружающую природу, стараясь точно передать детали: отдельные деревья, кустарники, лесные домики. Преподаватели отмечали, что на эскизах студента обычные среднерусские виды выглядели не менее живописными, чем пейзажи Швейцарии — любимой натуры художников того времени.
Иван Шишкин окончил училище в 1856 году, а в 1857-м отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств. Вместе с другими студентами летом он отправлялся летом на пленэр, бывал на побережье Финского залива и на острове Валаам в Ладожском озере. Там он писал скалы, воду и вековые деревья, зарисовывал кору деревьев, травы и мхи. За этюды с Валаама Шишкина наградили серебряной медалью Академии. А за картину«Вид на острове Валааме. Местность Кукко» в 1860 году ему присудили Большую золотую медаль, которая давала право на поездку по Европе за казенный счет.
#5
Путешествия по Европе и русские пейзажи
#6
Во время путешествия по Европе Иван Шишкин побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Женеве. Там он посещал мастерские живописцев, много писал масляными красками и рисовал пером. В Цюрихе художник освоил офорт — технику гравюры, в которой рисунок сначала процарапывают на листе металла, затем его протравливают кислотой, наносят краску и делают оттиски на бумаге. Шишкин работал смесью азотной и соляной кислот — так называемой «царской водкой».
В 1864 году живописец отправился в город Дюссельдорф, где посещал местную художественную школу — одну из самых влиятельных в Европе. За пейзаж «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» на родине он получил звание академика.
В середине 1860-х Шишкин вернулся в Россию. Он много ездил по стране, искал новую натуру. Публика благосклонно отзывалась о его картинах, особенно отмечала точность и правдивость рисунка. На его полотнах можно было определить породу дерева, вид травы или цветка.
В конце 1860-х Шишкин написал картину«Полдень. В окрестностях Москвы». На ней художник изобразил широкое золотистое поле, уходящую за горизонт дорогу и яркое летнее небо. Вскоре полотно купил Павел Третьяков — основатель Третьяковской галереи.
В 1870-х годах Иван Шишкин примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок. Вместе со своими друзьями, Иваном Крамским и Архипом Куинджи, он путешествовал по России, а затем на основе этюдов из поездок создавал масштабные полотна в мастерской.
В 1864 году живописец отправился в город Дюссельдорф, где посещал местную художественную школу — одну из самых влиятельных в Европе. За пейзаж «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» на родине он получил звание академика.
В середине 1860-х Шишкин вернулся в Россию. Он много ездил по стране, искал новую натуру. Публика благосклонно отзывалась о его картинах, особенно отмечала точность и правдивость рисунка. На его полотнах можно было определить породу дерева, вид травы или цветка.
В конце 1860-х Шишкин написал картину«Полдень. В окрестностях Москвы». На ней художник изобразил широкое золотистое поле, уходящую за горизонт дорогу и яркое летнее небо. Вскоре полотно купил Павел Третьяков — основатель Третьяковской галереи.
В 1870-х годах Иван Шишкин примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок. Вместе со своими друзьями, Иваном Крамским и Архипом Куинджи, он путешествовал по России, а затем на основе этюдов из поездок создавал масштабные полотна в мастерской.
#9
Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. Третьяковская галерея, Москва
Иван Шишкин. Дубы. Вечер. 1887. Третьяковская галерея, Москва
Иван Шишкин. Рожь. 1878. Третьяковская галерея, Москва
#7
Утраты и слава: семейная жизнь и последние годы художника
#8
Вторая половина 1870-х годов стала для Ивана Шишкина сложной. Умерла его жена Евгения Васильева, с которой художник прожил шесть лет. Он тяжело переживал потерю, стал пить, рассорился с прежними друзьями, мало работал. Однако ему удалось преодолеть сложности, и вскоре Шишкин вернулся к работе. Его картины становились все популярнее, их показывали на выставках в разных городах страны. К этому периоду относятся полотна«Рожь» и «Дорога в сосновом лесу».
В начале 1880-х Иван Шишкин женился на своей ученице Ольге Лагоде. Его вторая супруга умерла спустя год после свадьбы, и, чтобы пережить горе, художник вновь погрузился в работу. На своих полотнах он часто писал стволы вековых деревьев в ярком дневном свете, в лучах заката, в вечерних сумерках. Шишкин оттачивал мастерство, пробовал разные типы мазков, стремился к точной передаче оттенков и максимальной реалистичности. К концу 1880-х относятся самые известные его картины:«Утро в сосновом лесу»,«Дубы. Вечер» и «Сосны, освещенные солнцем». Работы Шишкина продавались за большие деньги, и всегда на его картины находились покупатели.
В конце XIX века появились новые течения в искусстве — прежде всего импрессионизм и модерн. Шишкин к тому времени уже стал признанным мастером, но при этом он относился к молодым художникам и постоянно учился. Художник считал:«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно и что больше учиться не надо».
Во второй половине 1890-х Иван Шишкин преподавал в училище при Академии художеств. Студенты признавали его мастерство и с почтением относились к именитому живописцу. Одной из последних работ художника стала картина«Корабельная роща», на которой он запечатлел лес в окрестностях Елабуги. В бору, изображенном на полотне, больше ста лет выращивали сосны для строительства кораблей. Шишкин использовал в этой работе композиционный прием: «срезал» верхушки сосен и создал впечатление, что они не помещаются на холсте, чтобы передать огромную высоту стволов.
В начале 1880-х Иван Шишкин женился на своей ученице Ольге Лагоде. Его вторая супруга умерла спустя год после свадьбы, и, чтобы пережить горе, художник вновь погрузился в работу. На своих полотнах он часто писал стволы вековых деревьев в ярком дневном свете, в лучах заката, в вечерних сумерках. Шишкин оттачивал мастерство, пробовал разные типы мазков, стремился к точной передаче оттенков и максимальной реалистичности. К концу 1880-х относятся самые известные его картины:«Утро в сосновом лесу»,«Дубы. Вечер» и «Сосны, освещенные солнцем». Работы Шишкина продавались за большие деньги, и всегда на его картины находились покупатели.
В конце XIX века появились новые течения в искусстве — прежде всего импрессионизм и модерн. Шишкин к тому времени уже стал признанным мастером, но при этом он относился к молодым художникам и постоянно учился. Художник считал:«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно и что больше учиться не надо».
Во второй половине 1890-х Иван Шишкин преподавал в училище при Академии художеств. Студенты признавали его мастерство и с почтением относились к именитому живописцу. Одной из последних работ художника стала картина«Корабельная роща», на которой он запечатлел лес в окрестностях Елабуги. В бору, изображенном на полотне, больше ста лет выращивали сосны для строительства кораблей. Шишкин использовал в этой работе композиционный прием: «срезал» верхушки сосен и создал впечатление, что они не помещаются на холсте, чтобы передать огромную высоту стволов.
В 1898 году Иван Шишкин скончался в своей мастерской, за работой над новым полотном. Его похоронили в Санкт-Петербурге, на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах живописца перенесли на кладбище Александро-Невской лавры. Картины Шишкина сейчас хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, частных собраниях России и мира.
#1
501881.jpg
Шишкина современники называли «царем леса», «художником-богатырем». И. Крамской утверждал, что он был «верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа, но живая школа».
Оценивая талант художника, биографы сравнивают его с биологом — в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы он с научной точки зрения изучал растения. Например, прежде чем приступить к работе, ощупывал мох, мелкие листья, траву.
Оценивая талант художника, биографы сравнивают его с биологом — в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы он с научной точки зрения изучал растения. Например, прежде чем приступить к работе, ощупывал мох, мелкие листья, траву.
читать дальшескрыть