Огромная роль в развитии русского национального пейзажа принадлежит Ивану Шишкину. Выдающийся живописец, график, виртуозный гравер, он всегда был вдохновенным певцом пейзажных мотивов. Художника восхищали многообразие и красота природы. Бескрайние поля, величественные леса с исполинскими елями и соснами — излюбленные мотивы Шишкина. Современники называли его «царь леса», «истинный поэт природы», «лесной богатырь-художник».
В картине «Лес в Мордвинове» Шишкин создает гармоничный образ дремучего русского леса. Полотно написано живописцем с натуры весной 1891 года в Мордвиновском парке в Ораниенбауме, под Петербургом. Имение Мордвиновка принадлежало Анне Александровне, урожденной графине Мордвиновой, вышедшей замуж за князя Александра Имеретинского.
Анна Александровна была художницей-любительницей, увлекалась фотографией и в ту весну пригласила Шишкина на этюды. Художник был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Постоянная работа на пленэрах развивала в нем понимание природы. Мастер улавливал в ней богатое содержание, находил новые темы и нюансы. К этим постоянным «штудиям» природных мотивов Шишкин приучал и своих учеников.
Картина «Лес в Мордвинове» — настоящая визитная карточка Шишкина, где отражены все основные черты его творчества: живописный ритм, уравновешенность композиции в целом, тонкая работа с тоном. Здесь автор использовал один из любимых своих приемов — «срезал» верхушки деревьев-исполинов краем холста, чтобы сделать их еще стройнее и выше.
Вся свежесть восприятия — в колорите произведения. Здесь нет ни одного безразлично окрашенного участка, можно увидеть разработку множества оттенков одного цвета. «Тон почуял», — когда-то говорил о живописце другой мастер, Иван Крамской. Как прекрасный рисовальщик, Шишкин не упускал ни малейшей детали при передаче натуры. И на этом полотне хорошо заметно, как он работал маленькой кистью при изображении хвои, веточек, мшистой поверхности коры. Художник настолько хорошо знал «анатомию» деревьев, что всегда замечал неправильность в рисунке: «Такой березы не может быть» или «Эти сосны бутафорские».
В картине «Лес в Мордвинове» Шишкин создает гармоничный образ дремучего русского леса. Полотно написано живописцем с натуры весной 1891 года в Мордвиновском парке в Ораниенбауме, под Петербургом. Имение Мордвиновка принадлежало Анне Александровне, урожденной графине Мордвиновой, вышедшей замуж за князя Александра Имеретинского.
Анна Александровна была художницей-любительницей, увлекалась фотографией и в ту весну пригласила Шишкина на этюды. Художник был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Постоянная работа на пленэрах развивала в нем понимание природы. Мастер улавливал в ней богатое содержание, находил новые темы и нюансы. К этим постоянным «штудиям» природных мотивов Шишкин приучал и своих учеников.
Картина «Лес в Мордвинове» — настоящая визитная карточка Шишкина, где отражены все основные черты его творчества: живописный ритм, уравновешенность композиции в целом, тонкая работа с тоном. Здесь автор использовал один из любимых своих приемов — «срезал» верхушки деревьев-исполинов краем холста, чтобы сделать их еще стройнее и выше.
Вся свежесть восприятия — в колорите произведения. Здесь нет ни одного безразлично окрашенного участка, можно увидеть разработку множества оттенков одного цвета. «Тон почуял», — когда-то говорил о живописце другой мастер, Иван Крамской. Как прекрасный рисовальщик, Шишкин не упускал ни малейшей детали при передаче натуры. И на этом полотне хорошо заметно, как он работал маленькой кистью при изображении хвои, веточек, мшистой поверхности коры. Художник настолько хорошо знал «анатомию» деревьев, что всегда замечал неправильность в рисунке: «Такой березы не может быть» или «Эти сосны бутафорские».