Иван Шишкин написал «Пейзаж с мостиком» в 1890-е годы. В этом этюде он изобразил перелесок с заросшим водоемом. Над водой переброшен самодельный мост из толстых стволов деревьев. Он укреплен ветками и стволами потоньше. Художник построил картину в теплых красноватых и желтых оттенках. В воде виднеются отражения подсвеченных солнцем крон, по небу бегут розоватые облака. Несмотря на этюдный характер работы, мастер с невероятной тщательностью передал живое разнообразие трав и насыщенность сырого воздуха.
Современники рассказывали, что Иван Шишкин перед работой ощупывал каждую травинку, каждый лист. О его творчестве не раз говорили, что ученые-ботаники по его пейзажам могут определять виды растений и мхов. Художник, выросший в Елабуге, пропадал в сосновых лесах с самого детства. Будучи еще совсем юным, он писал в своем дневнике: «Природа есть единственная книга, из которой мы можем научиться искусству».
Уже в зрелом возрасте мастер часто путешествовал в поисках красивых видов. Каждую осень, возвращаясь в Петербург после летних этюдных работ, художник привозил с собой десятки, а то и сотни натурных зарисовок. Однажды Иван Крамской составил ему компанию в поездке, и позже он описывал свое впечатление: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два и по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно их оканчивает. И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается; тут он все знает, как, что и почему».
Одна из самых анекдотичных поездок Шишкина случилась в Беловежской пуще. Его туда почти силком отправил император Александр III. Правителю так понравилось полотно «Летний лес», которое он увидел на ХХ передвижной выставке в 1892 году, что он попросил представить ему живописца. Когда они встретились, государь пожелал, чтобы мастер отправился в Беловежскую пущу писать «настоящий лес, которого здесь ему не увидеть». В Беловежской пуще к художнику приставили слуг, которые пытались сопровождать его даже во время работы. А местный управляющий однажды попросил живописца переписать этюд с засохшим деревом — чтобы государь вдруг не подумал, что чиновник плохо следит за природой, и она у него усыхает.
Иван Шишкин стал ярчайшим представителем передвижничества. Он создал эпический образ русского леса. Его называют одним из основоположников национального реалистического пейзажа.