Среди множества имен Христа особо значимо имя — Спаситель, или Спас. Первой иконой в христианстве, отражающей образ Иисуса Христа, считается Спас Нерукотворный. Ее история восходит к событиям земной жизни Спасителя, однако артефакт, с которым она была связана, давно утерян. В русской традиции он называется «убрус», то есть «плат», на котором осталось прижизненное изображение Христа.
На Руси Спас Нерукотворный был одной из главных святынь. Стяг с ликом Христа был знаменем русских войск. Его можно увидеть на новгородской иконе XII столетия из Третьяковской галереи и в работе иконописца XVII века Симона Ушакова из того же собрания. В коллекции Новосибирского государственного художественного музея представлен образ Спаса Нерукотворного, созданный в XVIII столетии.
Особые любовь и внимание к этому образу объясняются его чудесным происхождением. Легенда связана с именем правителя сирийского города Эдессы Авгаря, который заболел проказой и, услышав об исцелениях, которые совершал Христос, послал в Иерусалим художника Ананию. Тот должен был запечатлеть чудотворный образ Спасителя и вернуться к своему господину. Однако, побывав на проповеди, Анания не сумел выполнить задание. Тогда Христос, умыв лицо, вытер его платом, на котором остался отпечаток. Получив Нерукотворный Образ, художник отправился к Авгарю. Правитель исцелился и уверовал в новое учение. А льняной плат был богато украшен и помещен над вратами города. Именно это изображение Христа легло в основу иконографии Спаса Нерукотворного.
В 944 году войско византийского императора Романа I Лакапина окружило город и захватило нерукотворный образ, который после был торжественно перенесен в Константинополь. Спустя еще два века святыня была похищена участниками крестового похода и по сей день считается утерянной.
Созерцая икону в собрании музея, зритель словно переносится в далекое время земной жизни Иисуса Христа. На иконах данного типа Спаситель помещен на изображении того самого убруса, сохранившего его прижизненный образ. Лик Христа — это лик человека средних лет с тонкими одухотворенными чертами. Его образ лишен монументальности, ему скорее свойственны лиричность, мягкость и особая благость. Созданию этого впечатления способствует и теплая колористическая гамма иконы.
На Руси Спас Нерукотворный был одной из главных святынь. Стяг с ликом Христа был знаменем русских войск. Его можно увидеть на новгородской иконе XII столетия из Третьяковской галереи и в работе иконописца XVII века Симона Ушакова из того же собрания. В коллекции Новосибирского государственного художественного музея представлен образ Спаса Нерукотворного, созданный в XVIII столетии.
Особые любовь и внимание к этому образу объясняются его чудесным происхождением. Легенда связана с именем правителя сирийского города Эдессы Авгаря, который заболел проказой и, услышав об исцелениях, которые совершал Христос, послал в Иерусалим художника Ананию. Тот должен был запечатлеть чудотворный образ Спасителя и вернуться к своему господину. Однако, побывав на проповеди, Анания не сумел выполнить задание. Тогда Христос, умыв лицо, вытер его платом, на котором остался отпечаток. Получив Нерукотворный Образ, художник отправился к Авгарю. Правитель исцелился и уверовал в новое учение. А льняной плат был богато украшен и помещен над вратами города. Именно это изображение Христа легло в основу иконографии Спаса Нерукотворного.
В 944 году войско византийского императора Романа I Лакапина окружило город и захватило нерукотворный образ, который после был торжественно перенесен в Константинополь. Спустя еще два века святыня была похищена участниками крестового похода и по сей день считается утерянной.
Созерцая икону в собрании музея, зритель словно переносится в далекое время земной жизни Иисуса Христа. На иконах данного типа Спаситель помещен на изображении того самого убруса, сохранившего его прижизненный образ. Лик Христа — это лик человека средних лет с тонкими одухотворенными чертами. Его образ лишен монументальности, ему скорее свойственны лиричность, мягкость и особая благость. Созданию этого впечатления способствует и теплая колористическая гамма иконы.