Картину «На покосе в дубовой роще» написал Иван Шишкин — художник, которого современники прозвали «певцом русского леса». Мастер построил эту композицию на контрасте горизонтальных и вертикальных линий: низкие поля простираются до горизонта, а стволы вековых дубов, наоборот, взмывают ввысь.
Художник выбрал такую точку обзора, будто зритель смотрит на рощу снизу-вверх — этот ракурс помог увеличить масштаб деревьев и показать их величественными и могучими. Ветви дерева на переднем плане даже уходят за пределы холста — это усиливает впечатление буйного размаха природы. Такой прием «фрагментации» (то есть, среза изображения краем полотна) встречался и на других картинах художника.
Как правило, Иван Шишкин изображал действительно существующие места. В поисках интересных сюжетов он помногу ходил пешком с этюдником. Мастер пропадал в разнообразных рощах и перелесках и возвращался оттуда со множеством наработок, уже в мастерской принимаясь за создание больших картин. «На покосе в дубовой роще» написана на основе этюдов, созданных во время поездки в Елабугу в 1871 году. Об этом свидетельствует, в частности, первоначальное название картины «Дубовая роща близ Елабуги».
В этой работе мастер создал монументальный образ природы. Традиция эпического пейзажа, отражающего величие и особую значимость природы, особенно важна в русском искусстве. «Царя леса» Ивана Шишкина считают одним из создателей этого жанра. Работы художника полюбились людям так же сильно, как полотна Ивана Айвазовского и Исаака Левитана. Репродукции его картин печатались в учебниках, на почтовых марках, на обертках конфет и поздравительных открытках. Созданные им образы «Утро в сосновом бору», «Рожь» и другие работы давно стали своеобразными символами России. Не менее важным символом можно считать и «На покосе в дубовой роще».
Изначально картину приобрел у художника его друг, купец 1-й гильдии и владелец химических заводов Петр Ушков. В период революции картина исчезла из поля зрения, и только в 1926 году была обнаружена на чердаке здания заводоуправления химического завода в Бондюге (сегодня он носит имя Менделеевского). В том же году музейный отдел Татнаркомпроса передал картину в Казанский музей.
Художник выбрал такую точку обзора, будто зритель смотрит на рощу снизу-вверх — этот ракурс помог увеличить масштаб деревьев и показать их величественными и могучими. Ветви дерева на переднем плане даже уходят за пределы холста — это усиливает впечатление буйного размаха природы. Такой прием «фрагментации» (то есть, среза изображения краем полотна) встречался и на других картинах художника.
Как правило, Иван Шишкин изображал действительно существующие места. В поисках интересных сюжетов он помногу ходил пешком с этюдником. Мастер пропадал в разнообразных рощах и перелесках и возвращался оттуда со множеством наработок, уже в мастерской принимаясь за создание больших картин. «На покосе в дубовой роще» написана на основе этюдов, созданных во время поездки в Елабугу в 1871 году. Об этом свидетельствует, в частности, первоначальное название картины «Дубовая роща близ Елабуги».
В этой работе мастер создал монументальный образ природы. Традиция эпического пейзажа, отражающего величие и особую значимость природы, особенно важна в русском искусстве. «Царя леса» Ивана Шишкина считают одним из создателей этого жанра. Работы художника полюбились людям так же сильно, как полотна Ивана Айвазовского и Исаака Левитана. Репродукции его картин печатались в учебниках, на почтовых марках, на обертках конфет и поздравительных открытках. Созданные им образы «Утро в сосновом бору», «Рожь» и другие работы давно стали своеобразными символами России. Не менее важным символом можно считать и «На покосе в дубовой роще».
Изначально картину приобрел у художника его друг, купец 1-й гильдии и владелец химических заводов Петр Ушков. В период революции картина исчезла из поля зрения, и только в 1926 году была обнаружена на чердаке здания заводоуправления химического завода в Бондюге (сегодня он носит имя Менделеевского). В том же году музейный отдел Татнаркомпроса передал картину в Казанский музей.