Иван Шишкин создал этюд с названием «Лес» приблизительно в конце XIX века. Он изобразил выкорчеванные хвойные деревья с поднятыми пластами земли. Голые стволы на переднем плане ярко высветлены палящим солнцем. В густой тени отдаленных деревьев виднеется голубоватая дымка. Мастер с легкостью написал в быстром этюде свет и воздух — влага испаряется с отсыревших слоев земли, поднимается вверх и мягко обволакивает пейзаж. Солнце бликует на красноватой сосновой коре.
В этом этюде мастер использовал частый для его работ композиционный прием — верхушки деревьев как будто срезаны краем холста. Так художник добивается иллюзии, будто зритель оказался внутри настоящего леса и мощные вековые сосны не вмещаются в его поле зрения.
Иван Шишкин жил с 1832-го по 1898 годы. Любовь к подобным пейзажам связана с детством художника: он вырос в Елабуге, где по берегам реки Камы раскинулись лесные массивы. Многие исследователи сходятся во мнении, что именно елабужские леса определили его любимую живописную тему.
В 1852 году молодой художник поступил в Московское училище живописи и ваяния. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Художник экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х годов, например, в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу». Современников изумлял его талант неустанно экспериментировать, но добиваться при этом реалистичности.
Излюбленным сюжетом Ивана Шишкина стали заросшие чащи с их мшистой почвой, усыпанной хвоей. Ивана Шишкина называли «царем леса». Считается, что он создал своими работами эпический собирательный образ русского леса. В марте 1898 года художника не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной.
В 1852 году молодой художник поступил в Московское училище живописи и ваяния. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Художник экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х годов, например, в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу». Современников изумлял его талант неустанно экспериментировать, но добиваться при этом реалистичности.
Излюбленным сюжетом Ивана Шишкина стали заросшие чащи с их мшистой почвой, усыпанной хвоей. Ивана Шишкина называли «царем леса». Считается, что он создал своими работами эпический собирательный образ русского леса. В марте 1898 года художника не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной.