Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в Елабуге. Еще в детстве он проникся красотой бесконечных лесов родной Вятской губернии, просторами уходящей вдаль реки Камы. Позднее, много читая и размышляя об искусстве, Иван Иванович пришел к убеждению, что художнику обязательно нужно изучать природу и следовать ей.
В 1852 году он поехал поступать в Московское училище живописи и ваяния. Там Иван Шишкин прошел углубленную школу рисования и живописи. В 1856 году он поступил в Академию художеств в Петербурге, где подружился с будущими живописцами Александром Васильевичем Гине и Павлом Павловичем Джогиным. В первый год учебы Шишкину присудили две серебряные медали, позже — Большую серебряную и Малую золотую.
Академию художеств Иван Иванович окончил уже в 1860 году, с Большой золотой медалью. Последовали поездки по Европе, где он изучал работы местных мастеров. В 1865 году художнику присудили звание академика. С этого времени начался самый плодотворный период творчества живописца.
Иван Иванович Шишкин был мастером рисунка, виртуозно владел техникой литографии и по праву считался выдающимся гравером-офортистом своего времени. Согласно книге «Подробный словарь русских граверов XVI–XIX веков» действительного тайного советника Дмитрия Александровича Ровинского, современника Шишкина, последний на 1892 год создал порядка ста офортов.
Малоизвестное произведение Ивана Ивановича — офорт «В чаще леса» из коллекции Горловского художественного музея — было закончено в 1880 году. Мастер выполнил пять отпечатков. В этой работе художник обратился к любимому мотиву лесной глуши. Ни одна деталь густого леса не прошла мимо его внимания. Умело, системой мелких штрихов, Иван Шишкин передал высветленные и затененные участки леса. В своей работе художник тщательно проработал мощные валуны, покрытые мхом, хрупкие листья берез, сухие ветки елей, лесную траву.
Иван Иванович сумел в своем творчестве наиболее
глубоко проявить народные представления о русской природе, русском лесе. Именно
поэтому Шишкина называют одним из крупнейших представителей русской
реалистической пейзажной живописи второй половины XIX века.