Этюд «Родник в лесу» из коллекции Тюменского музейно-просветительского объединения написал русский художник Иван Шишкин. Его называли мастером лесного пейзажа. Современники говорили, что Шишкин создал «портрет дерева», — мог по рисунку коры или по изображению среза определить породу. Его этюды, написанные с натуры, зачастую воспринимались цельными, законченными произведениями искусства. Даже коллекционерами они ценились ничуть не меньше, чем большие полотна, — к примеру, охотно приобретал их меценат Павел Третьяков. Товарищи, и особенно молодые художники, высоко ставили этюдные работы Шишкина потому, что они приближались к новейшим веяниям пейзажной живописи, особенно в области колорита и передачи световоздушной среды. При этом художник оставался верен себе в части строгости рисунка, проработанности деталей, передачи материальности изображения. Для самого живописца многочисленные этюды — неотъемлемая составляющая работы по тщательному изучению природы, растительного мира.
Интерес исследователя-натуралиста подвигал Ивана Шишкина предпринимать поездки в разные уголки страны, но предпочитал он северные глухие места. Критик Владимир Стасов писал об Иване Шишкине: «Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный, лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». С мая по 7 июня 1892 года, несмотря на ухудшившееся здоровье, Иван Шишкин ездил на этюды в Спалу в Беловежскую Пущу. В поездке его сопровождали художник Андрей Шильдер и фотограф Евгений Вишняков. Дождливое лето не помешало Шишкину весьма плодотворно поработать с натуры в лесах при Шмецке на берегу Балтийского моря и на островах Петербурга: Аптекарском, Крестовском, Каменном. По результатам сезона в Академии художеств была организована выставка этюдов Ивана Шишкина, которая открылась 10 января 1893 года. На ней демонстрировались 58 этюдов, в том числе «Родник в лесу».
Тщательно прорабатывая передний план, художник добивается потрясающей глубины написанного пространства: мягкие переходы в пределах зеленовато-коричневой гаммы, внимание к каждой травинке, отточенный верный рисунок.
Интерес исследователя-натуралиста подвигал Ивана Шишкина предпринимать поездки в разные уголки страны, но предпочитал он северные глухие места. Критик Владимир Стасов писал об Иване Шишкине: «Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный, лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». С мая по 7 июня 1892 года, несмотря на ухудшившееся здоровье, Иван Шишкин ездил на этюды в Спалу в Беловежскую Пущу. В поездке его сопровождали художник Андрей Шильдер и фотограф Евгений Вишняков. Дождливое лето не помешало Шишкину весьма плодотворно поработать с натуры в лесах при Шмецке на берегу Балтийского моря и на островах Петербурга: Аптекарском, Крестовском, Каменном. По результатам сезона в Академии художеств была организована выставка этюдов Ивана Шишкина, которая открылась 10 января 1893 года. На ней демонстрировались 58 этюдов, в том числе «Родник в лесу».
Тщательно прорабатывая передний план, художник добивается потрясающей глубины написанного пространства: мягкие переходы в пределах зеленовато-коричневой гаммы, внимание к каждой травинке, отточенный верный рисунок.