Во второй половине XVII века в Западной Сибири появляются культы собственных святых. Одним из первых в их числе был праведный Симеон Верхотурский. Он родился в европейской России в семье дворян. Оставив почести и земное богатство, Симеон удалился за Урал. В Сибири он жил как простой странник, скрывая свое происхождение, и проповедовал христианство среди коренного населения. Молитвы подвижник соединял с подвигом коленопреклоненного стояния на камне в дремучей тайге. Чаще всего Симеон посещал село Меркушино, находившееся недалеко от города Верхотурье. Здесь он молился в деревянной церкви Архангела Михаила.
В 1642 году Симеон скончался. А спустя время жители Меркушино чудесным образом обрели нетленные мощи праведника, от которых стали совершаться многочисленные исцеления. За праведную, полную лишений жизнь, за смирение и чудеса Симеона причислили к лику святых.
Согласно житию святого складывается и его иконография. Исследователи сибирской иконописи С.А. Белобородов и Н.А. Гончарова считают, что наиболее раннее из известных на сегодняшний день изображений Симеона относится к середине XVIII столетия. На нем Симеон представлен в красной рубашке, босым. Вместе с мучеником Фокой он обращается к Спасителю. Со временем иконописцы обогащают иконографию святого. Его изображают за молением в келье, на фоне городского пейзажа или во время перемещения мощей из Меркушино в Верхотурье.
Икона из собрания Новосибирского художественного музея представляет наиболее популярный в последней трети XIX столетия тип изображения Симеона на фоне каменной часовни в Меркушино. Поэтичен и благостен его иконописный образ. Мастер изображает Симеона в темно-синем подряснике — повседневной одежде духовенства — и с текстом молитвы. Он стоит на берегу реки с удочкой и ведерком воды у ног. Чуть склонив русоволосую голову, Симеон совершает молитву, а с небес его благословляет Бог. Спокойствию и умиротворению образа вторит пейзаж, исполненный в сине-зеленых тонах.
В 1642 году Симеон скончался. А спустя время жители Меркушино чудесным образом обрели нетленные мощи праведника, от которых стали совершаться многочисленные исцеления. За праведную, полную лишений жизнь, за смирение и чудеса Симеона причислили к лику святых.
Согласно житию святого складывается и его иконография. Исследователи сибирской иконописи С.А. Белобородов и Н.А. Гончарова считают, что наиболее раннее из известных на сегодняшний день изображений Симеона относится к середине XVIII столетия. На нем Симеон представлен в красной рубашке, босым. Вместе с мучеником Фокой он обращается к Спасителю. Со временем иконописцы обогащают иконографию святого. Его изображают за молением в келье, на фоне городского пейзажа или во время перемещения мощей из Меркушино в Верхотурье.
Икона из собрания Новосибирского художественного музея представляет наиболее популярный в последней трети XIX столетия тип изображения Симеона на фоне каменной часовни в Меркушино. Поэтичен и благостен его иконописный образ. Мастер изображает Симеона в темно-синем подряснике — повседневной одежде духовенства — и с текстом молитвы. Он стоит на берегу реки с удочкой и ведерком воды у ног. Чуть склонив русоволосую голову, Симеон совершает молитву, а с небес его благословляет Бог. Спокойствию и умиротворению образа вторит пейзаж, исполненный в сине-зеленых тонах.