Творчество Ильи Машкова неразрывно связано с авангардным движением. Он был одним из основателей и активным участником знаменитой авангардной группировки, получившей дерзкое название «Бубновый валет». Вместе с другими художниками, представляющими это направление, он привнес в русскую живопись новые ценности, идущие вразрез с реалистической традицией передвижников и декоративностью мастеров «Мира искусств» и «Голубой розы».
Живопись «бубнововалетцев» отличалась устойчивостью зрительного образа, буйством и полнозвучием цвета. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов отмечал: «Они увидели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в самом месиве краски». Одним из самых важных жанров для мастеров «Бубнового валета» стал натюрморт, которому они вернули значение высокого искусства. Именно этот жанр оказался способен передать новое содержание, созвучное современности с ее противоречиями.
В монументальном и эффектном «Натюрморте с самоваром» начала 1920-х годов, принадлежащем собранию Новосибирского государственного художественного музея, Машков объединяет разнородные предметы. Каждый из них наделяется определенным значением. Тема земного, праздничного бытия выражена в бытовых вещах: самоваре и масленке, яркой фарфоровой тарелке и фруктах. Изображение черепа традиционно напоминает о бренности жизни, а зеркало олицетворяет ускользающее время, ведь в нем отражается неустойчивый мир в своем смертном облике.
Неспособности зеркала навечно запечатлеть образ мира противопоставлена творческая преобразовательная сила палитры как символа искусства, имеющего возможность остановить мгновение и тем самым дать ему вечную жизнь. Художник пишет все предметы свободной кистью, красочно, вещественно. Он лишает их излишних деталей, обобщает формы, словно высекает из пространства холста. Используя яркие дополнительные цвета, он заставляет колорит картины звучать энергично и интенсивно. «Натюрморт с самоваром» относится к лучшим произведениям Машкова.
Живопись «бубнововалетцев» отличалась устойчивостью зрительного образа, буйством и полнозвучием цвета. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов отмечал: «Они увидели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в самом месиве краски». Одним из самых важных жанров для мастеров «Бубнового валета» стал натюрморт, которому они вернули значение высокого искусства. Именно этот жанр оказался способен передать новое содержание, созвучное современности с ее противоречиями.
В монументальном и эффектном «Натюрморте с самоваром» начала 1920-х годов, принадлежащем собранию Новосибирского государственного художественного музея, Машков объединяет разнородные предметы. Каждый из них наделяется определенным значением. Тема земного, праздничного бытия выражена в бытовых вещах: самоваре и масленке, яркой фарфоровой тарелке и фруктах. Изображение черепа традиционно напоминает о бренности жизни, а зеркало олицетворяет ускользающее время, ведь в нем отражается неустойчивый мир в своем смертном облике.
Неспособности зеркала навечно запечатлеть образ мира противопоставлена творческая преобразовательная сила палитры как символа искусства, имеющего возможность остановить мгновение и тем самым дать ему вечную жизнь. Художник пишет все предметы свободной кистью, красочно, вещественно. Он лишает их излишних деталей, обобщает формы, словно высекает из пространства холста. Используя яркие дополнительные цвета, он заставляет колорит картины звучать энергично и интенсивно. «Натюрморт с самоваром» относится к лучшим произведениям Машкова.