До революции Илья Машков прославился как один из создателей авангардного объединения «Бубновый валет». В эти годы он много экспериментировал с цветом и формой, критики даже называли художника «московский Матисс-Машков» и «русский Сезанн». А в советское время Машков создавал агитационные плакаты и панно, работал в стиле соцреализма и преподавал.
Персона
Машков Илья Иванович
Годы жизни: 1881–1944
#3
#4
Детство Ильи Машкова
#5
Илья Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской в области Войска Донского. Родители будущего художника, крестьяне Анастасия Андреева и Иван Машков, торговали продуктами, которые выращивали сами.
В 1889 году Машкова отдали в местную трехклассную школу. Здесь он впервые начал рисовать — копировать иллюстрации из книг и журналов. Но родители мечтали, чтобы Машков продолжил семейное дело и стал торговцем. Поэтому вскоре его отправили на работу: сначала в бакалейную лавку в станице Филоновской, а затем — к борисоглебскому купцу Юрьеву.
Однако сам Илья Машков хотел стать художником. Поэтому он постоянно убегал из лавки купца. Однажды в Борисоглебске Машков познакомился с Николаем Евсеевым, учителем рисования местной мужской гимназии, и тот стал заниматься с начинающим художником. Машков вспоминал:
В 1889 году Машкова отдали в местную трехклассную школу. Здесь он впервые начал рисовать — копировать иллюстрации из книг и журналов. Но родители мечтали, чтобы Машков продолжил семейное дело и стал торговцем. Поэтому вскоре его отправили на работу: сначала в бакалейную лавку в станице Филоновской, а затем — к борисоглебскому купцу Юрьеву.
Однако сам Илья Машков хотел стать художником. Поэтому он постоянно убегал из лавки купца. Однажды в Борисоглебске Машков познакомился с Николаем Евсеевым, учителем рисования местной мужской гимназии, и тот стал заниматься с начинающим художником. Машков вспоминал:
#6
На его вопрос — хочу ли я учиться рисованию — я задал ему тоже вопрос: а разве этому учатся? Он предложил мне прийти к нему на квартиру, посмотреть его работы. После этого я окончательно решил во что бы то ни стало сделаться художником.
#7
Илья Машков — ученик Валентина Серова и Константина Коровина
#8
По совету Евсеева в 1900 году Илья Машков поехал в Москву. Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерскую Валентина Серова и Константина Коровина. Учился Машков отлично, а вскоре начал подрабатывать — давать уроки рисования. Он вспоминал:
#9
Это было началом моей второй специальности, педагогической.
#10
Однако в 1904 году Машков покинул мастерскую и даже участвовал в митингах Первой русской революции. В эти же годы художник открыл мастерскую в Малом Харитоньевском переулке в Москве, где проводил свои занятия. Позже он отмечал, что в ней«перебывало более трех тысяч человек».
На деньги от уроков Илья Машков смог отправиться в путешествие по Европе. Во Франции он увлекся новаторскими течениями в искусстве, творчеством Анри Матисса и Поля Сезанна. В эти годы Машков создавал картины в стиле фовизма. Художники-фовисты в своих произведениях упрощали формы объектов и использовали яркие цвета. Параллельно живописец интересовался творчеством средневековых мастеров, изучал старинные иллюстрации, лубки и иконы.
В 1907 году Машков восстановился в училище. Однако свои художественные эксперименты ему приходилось защищать перед учителем, Валентином Серовым:
На деньги от уроков Илья Машков смог отправиться в путешествие по Европе. Во Франции он увлекся новаторскими течениями в искусстве, творчеством Анри Матисса и Поля Сезанна. В эти годы Машков создавал картины в стиле фовизма. Художники-фовисты в своих произведениях упрощали формы объектов и использовали яркие цвета. Параллельно живописец интересовался творчеством средневековых мастеров, изучал старинные иллюстрации, лубки и иконы.
В 1907 году Машков восстановился в училище. Однако свои художественные эксперименты ему приходилось защищать перед учителем, Валентином Серовым:
#11
На Серова и других преподавателей, кроме Коровина, насколько мне известно, характер моих работ произвел невыгодное для меня впечатление.
#12
А спустя три года художника исключили из училища.
#13
«Разгромить весь мертвонаписанный мир»
#14
В 1910 году Илья Машков, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский и Аристарх Лентулов устроили выставку«Бубновый валет». Машков вспоминал:
#15
Нам хотелось своей живописностью разгромить весь мертвонаписанный мир… нам тогда важно было, чтобы наш живописный язык звучал как орган, оркестр, трубный хор голосов здоровых людей.
#17
На выставке он представил картины «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», «Портрет Варвары Виноградовой» («Женщина на фоне обоев»), «Дама с китаянкой».
#18
Через год художники создали одноименное объединение. Илья Машков стал его секретарем. Он не пропускал ни одной выставки «Бубнового валета» и экспонировал свои работы три года подряд.
Критики ругали авангардистов за эпатажность, называли их картины «красочной грязью». Однако полотно Машкова «Синие сливы» купил для своей коллекции Иван Морозов. Эту работу хвалил даже Серов:
Критики ругали авангардистов за эпатажность, называли их картины «красочной грязью». Однако полотно Машкова «Синие сливы» купил для своей коллекции Иван Морозов. Эту работу хвалил даже Серов:
#19
Очень неплох был наш московский Матисс-Машков — серьезно. Его фрукты весьма бодро и звонко написаны. Сам Матисс не нравится…
#20
В 1916 году Машков вышел из состава «Бубнового валета». А через год объединение прекратило свое существование. Его бывшие участники показывали свои картины на выставках «Мира искусства».
#21
Илья Машков — советский художник
#22
После революции Илья Машков работал в государственных учреждениях. Вместе с учениками художник создавал агитационные плакаты и панно для митингов и демонстраций большевиков. А еще он был профессором факультета живописи Вхутемаса — Высших художественно-технических мастерских.
В советское время стиль Машкова изменился. Он почти отказался от экспериментов с композицией, формами и контрастами и стал использовать более приглушенные оттенки. После революции он создал работы «Судак. Вид на море и мыс Ай-Тодор», «Натюрморт с веером», серию «Женский пляж». Машков ездил в командировки по СССР. В Крыму он написал несколько картин, на которых показал сцены из жизни пионерского лагеря «Артек».
Картины Машкова отправляли на выставки советского искусства в США, Францию, Великобританию и Италию. Его работы хвалили советские критики, а нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский писал, что в них заметен«поворот к сочной действительности, к живописному реализму».
В 1925 году Илья Машков вступил в новое объединение — Ассоциацию художников революционной России. Четыре года он был одним из руководителей организации. В это время художник писал картины на бытовые сюжеты, натюрморты, портреты солдат и рабочих-стахановцев.
В советское время стиль Машкова изменился. Он почти отказался от экспериментов с композицией, формами и контрастами и стал использовать более приглушенные оттенки. После революции он создал работы «Судак. Вид на море и мыс Ай-Тодор», «Натюрморт с веером», серию «Женский пляж». Машков ездил в командировки по СССР. В Крыму он написал несколько картин, на которых показал сцены из жизни пионерского лагеря «Артек».
Картины Машкова отправляли на выставки советского искусства в США, Францию, Великобританию и Италию. Его работы хвалили советские критики, а нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский писал, что в них заметен«поворот к сочной действительности, к живописному реализму».
В 1925 году Илья Машков вступил в новое объединение — Ассоциацию художников революционной России. Четыре года он был одним из руководителей организации. В это время художник писал картины на бытовые сюжеты, натюрморты, портреты солдат и рабочих-стахановцев.
В 1929 году государство назначило Машкову пенсию — 225 рублей. Рабочие тогда в среднем получали 75 рублей в месяц, а учителя — 120. Машков оставил преподавание и уехал на родину, в станицу Михайловскую. Позднее он вспоминал, что пытался«превратить бывшую станицу… в образцово-показательный соц. городок-музей». По просьбе художника в местной церкви даже открыли Дом социалистической культуры. Станицу и ее жителей Машков изобразил на нескольких картинах 1930-х годов: «Дворик в станице Михайловской», «Станица Михайловская», «Степь. Репейник».
В середине 1930-х Машков вновь начал писать агитационные картины — «Советские хлебы», «Пионерка с горном», «Привет XVII съезду ВКП (б)», «Портрет красного партизана А.Е. Торшина». А еще вместе с учениками создал панно в духе сталинского ампира для гостиницы «Москва».
Во время Великой Отечественной войны художник работал над портретами военных и врачей в Лефортовском госпитале. Также он задумал масштабную картину «В госпитале». Однако это произведение Илья Машков закончить не успел. Он умер 20 марта 1944 года на своей даче в подмосковном поселке художников Ново-Абрамцево. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище.
В середине 1930-х Машков вновь начал писать агитационные картины — «Советские хлебы», «Пионерка с горном», «Привет XVII съезду ВКП (б)», «Портрет красного партизана А.Е. Торшина». А еще вместе с учениками создал панно в духе сталинского ампира для гостиницы «Москва».
Во время Великой Отечественной войны художник работал над портретами военных и врачей в Лефортовском госпитале. Также он задумал масштабную картину «В госпитале». Однако это произведение Илья Машков закончить не успел. Он умер 20 марта 1944 года на своей даче в подмосковном поселке художников Ново-Абрамцево. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище.
читать дальшескрыть