Впервые об Илье Машкове заговорили как об одном из основателей творческого объединения раннего авангарда «Бубновый валет». История этого художественного общества началась с одноимённой выставки, которая состоялась зимой 1910–1911 годов. Машков представил на ней 20 работ, в том числе и «Автопортрет с Петром Кончаловским».
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского
Время создания
1910 год
Размер
208x270 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
22
Открыть в приложении #2
#4
Словосочетание «бубновый валет» ассоциировалось у большинства посетителей не с искусством, а с воровским жаргоном, потому что в переводе с разговорного французского valet de carreau означало «мошенник», «плут». Таким дерзким высказыванием художники стремились противопоставить себя популярному в то время символизму с его возвышенными названиями: выставка «Голубая роза», журнал «Золотое руно».
Афиша выставки картин художников общества «Бубновый Валет» в 1913 году в Санкт-Петербурге. Источник: commons.wikimedia.org.
#5
Машков писал:
«Название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости…»
#6
Шокировало не только название, но и экспонаты. Выставку назвали «пощечиной общественному вкусу». А Казимир Малевич, также участвовавший в выставке, сравнивал её открытие «с взрывом самого сильного вулкана».
#7
Не стала исключением и картина Ильи Машкова. Необычную работу огромного размера — почти три на два метра — воспринимали и как серьёзный манифест нового направления, и как пародию на традиционное искусство.
#8
В парном портрете автор изобразил себя и Петра Кончаловского, своего друга и соратника по поискам нового языка живописи. Вообще «валеты» чаще писали именно мужские образы, а позже у авангардистов сложился целый культ мужского начала.
Валентин Серов (1865–1911). Портрет князя Феликса Юсупова. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.
#9
Картина пародировала академический жанр парадного портрета, которым прославились Валентин Серов, Константин Коровин — учителя Машкова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Оттуда будущего бубновалетовца, кстати, исключили за «художественное вольнодумство».
#10
Илья Машков и другие бунтари считали, что искусство должно быть не для аристократов и критиков, а для всех. Они вдохновлялись народными жанрами: лубком, вывесками, лепными и резными игрушками. В этих предметах художников привлекала наивность, простота форм и насыщенные цвета.
Фома да Ерёма. Русский лубок ХVIII в. Реконструкция. 20-й век. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого.
#11
О народном творчестве Машков знал не понаслышке: он родился в глубинке, в казачьей станице между современными Воронежем и Волгоградом. Его родители, государственные крестьяне, занимались торговлей, а он с детства работал в лавках и рисовал вывески для них.
#12
Также бубновалетовцев вдохновляли и западные течения: кубизм, фовизм. Машкова особенно привлекал фовизм и самый яркий его представитель — Поль Сезанн. Динамичность, яркие и плотные цвета, упрощенные формы и нарушенная перспектива — в «Автопортрете» автор воспроизвёл все эти черты художественного направления.
Поль Сезанн (1839—1906). «Пьеро и Арлекин». 1888. Холст, масло. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
#14
#13
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского
Время создания
1910 год
Размер
208x270 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
22
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться