Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Карл Брюллов»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Последний день Помпеи

Время создания
1833
Размер
456,5x651 см
Техника
холст, масло
Выставка
0
Открыть в приложении
#1

Сюжетом этого многофигурного полотна, ставшего вершиной творчества Карла Брюллова, стало извержение вулкана Везувий в 79 году нашей эры. 


Замысел родился у художника в 1827 году после посещения раскопок Помпей — города, в течение многих веков погребенного под пеплом и обнаруженного археологами лишь в середине XVIII века. К этому сюжету неоднократно обращались современники Брюллова, среди них — художник Джон Мартин и композитор Джованни Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» впервые была показана в Неаполе в 1825 году.


Действие картины разворачивается на Дороге гробниц — так именовался помпеянский некрополь, растянувшийся от Геркуланумских ворот до виллы Диомеда. 


В разнообразии поз и жестов персонажей художник передал совершенную пластику классицистического канона и соединил ее с романтическими страстями на фоне природной катастрофы, унесшей множество жизней. 


В последней надежде люди пытаются спасти своих близких — матери прижимают к себе детей, мужья обнимают жен, взрослые дети помогают пожилым родителям. Перед лицом смерти многие жители Помпей демонстрируют свои лучшие человеческие качества. 


Под впечатлением от картины Н.В.Гоголь  писал, что у Брюллова «является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, всё верховное изящество своей природы», и также отмечал яркий колорит, краски, которые «горят и мечутся в глаза»


Особенно драматично, на фоне апокалиптических природных явлений — огня, дыма и низвергающейся с небес молнии, звучит любимый художником красный цвет. Художник чередует светлые и темные зоны и с их помощью моделирует глубину пространства.


Талант Брюллова как непревзойденного рисовальщика и несравненного колориста реализовался здесь в полной мере. 

#2

Работа над огромным полотном, которое создавалось по заказу богатого коллекционера и мецената Анатолия Демидова, заняла в общей сложности 6 лет. Картина произвела фурор в Парижском салоне 1834 года и сделала Брюллова европейской знаменитостью. Из Франции ее морем перевезли в Петербург, где ее ожидал не менее пышный прием соотечественников. Заказчик преподнес полотно в подарок Николаю I.

#8

Александр Пушкин так описал картину Брюллова:

#3

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.


#5

А Евгению Баратынскому приписывают экспромт в адрес прославленного живописца:

#4

Искусства мирные трофеи
Ты внёс в отеческую сень, —
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день.

#6

Сам Брюллов вернулся в Россию только в конце 1835 года, совершив перед этим путешествие по Малой Азии, Греции и Ионическим островам. По настоянию Николая I он стал профессором исторического класса Петербургской Академии художеств.

#7

Комплексная научная реставрация полотна, осуществленная в Русском музее в 2023–2024 годах, позволяет рассмотреть картину во всем великолепии красок и разнообразии деталей. 

читать дальшескрыть

Последний день Помпеи

Время создания
1833
Размер
456,5x651 см
Техника
холст, масло
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Брюллов К.П. Коллекция работ

Портрет графа В.А. Мусина-Пушкина
Портрет графа В.А. Мусина-Пушкина
Художественная культура Русского Севера
Портрет П.С. Строганова
Портрет П.С. Строганова
Тамбовская областная картинная галерея
Портрет графа К.А. Поццо ди Борго
Портрет графа К.А. Поццо ди Борго
Радищевский музей
Портрет В.А. Корнилова на борту брига «Фемистокл»
Портрет В.А. Корнилова на борту брига «Фемистокл»
Государственный Русский музей
Портрет Н.Ф. Здекауэра
Портрет Н.Ф. Здекауэра
Псковский музей-заповедник
Эдип и Антигона
Эдип и Антигона
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Автопортрет
Автопортрет
Государственный Русский музей
Автопортрет
Автопортрет
Государственный художественный музей Югры
Последний день Помпеи
Последний день Помпеи
Государственный Русский музей
Распятие
Распятие
Государственный Русский музей
Затмение солнца
Затмение солнца
Новосибирский художественный музей
Сон монашенки
Сон монашенки
Государственный Русский музей
Перовский Василий Алексеевич
Перовский Василий Алексеевич
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Государственный Русский музей
Христос воскресший
Христос воскресший
Государственный Русский музей
Портрет О.П. Ферзен
Портрет О.П. Ферзен
Государственный Русский музей
Портрет Е.П. Салтыковой
Портрет Е.П. Салтыковой
Государственный Русский музей
Эскиз «Последний день Помпеи»
Эскиз «Последний день Помпеи»
Муромский историко-художественный музей
Портрет И.А. Бека
Портрет И.А. Бека
Радищевский музей
Итальянка у бассейна
Итальянка у бассейна
Дагестанский музей изобразительных искусств
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%