«Распятие» стало одним из самых вдохновенных произведений Брюллова, созданных им по возвращении в Россию.
Возможно, это связано с тем, что писалась она для Петрикирхе — лютеранской церкви Святых Петра и Павла, построенной по проекту Александра Брюллова, родного брата художника.
А скорее всего, это была прекрасная возможность поработать с «большой формой», ценная для всякого академического живописца. Тем более, что единственную после «Помпеи» историческую картину «Осада Пскова» сам мастер счел неудачей.
Брюллов взялся за работу в 1836 году, без промедления, и работал с «высшим вдохновением» (по воспоминаниям А.Н.Мокрицкого, ученика художника). Ему предстояло, оставаясь в рамках классицизма с его торжественной монументальностью, статичной организацией композиции и условностью цвета, создать образ живой, эмоциональный, действенный.
Фронтально представленная в центре картины фигура распятого Спасителя по-брюлловски скульптурна. Художник не фиксирует внимание зрителя на его физических страданиях — в теле отсутствует напряжение, нет печати боли на лице Христа, даже кровоточащие раны от гвоздей на руках написаны без излишнего натурализма.