Юргис Прейсс (1904–1984) родился в Кенигсберге. Женившись на немецкой коммунистке и разведчице Гертруде Генис, он и сам со временем стал советским шпионом. В 1930-е годы пара исколесила половину Европы, выполняя партийные задания, а в начале 1940-х перебралась в СССР. Вскоре их, как и всех немцев, проживающих в Советском Союзе, выслали в Сибирь, где Гертруда умерла от туберкулеза. Освободившись из лагеря, живописец жил сначала в Томске, а затем в Кемерово. С этим городом связан один из самых плодотворных и продолжительных периодов его жизни.
«Кемеровский» период в творчестве Прейсса (1956–1984) был довольно положительным и спокойным. В годы оттепели художник вновь пережил творческий взлет, ему наконец удалось вернуться к художественной манере, близкой к экспрессионистской живописи. Лишь в 1980-е годы его деятельность пошла на спад — у Прейсса стремительно ухудшалось зрение. В одном из своих писем художник писал: «В моей жизни уже ничего интересного нет. Если я еще иногда могу немного поработать, то это хорошо. Я очень плохо вижу… Это меня очень угнетает. Я не вижу остро, не вижу объемно. Это большое несчастье».
Выходом из положения стало обращение художника к абстракции. Пейзаж «На термоядерной войне» был написан в 1981 году. В отличие от ранних, проникнутых оптимизмом работ Прейсса, он условен и лишен какого-либо соотношения с действительностью. В палитре художника решительно преобладает один тон, что создает ощущение тревожности. Лишь местами в произведении проглядывают руины цивилизации, стертой с лица земли. Таким образом жизненные обстоятельства изменили видение мастера — оно стало трагичным и безысходным, пронизанным предчувствием скорого ухода.
Апокалиптический характер созданного Прейссом образа усилен за счет жесткой экспрессивной манеры письма. Мы видим напряженные контрасты, насыщенные пепельные тона, акцент на черном цвете. Все те черты, которые раньше сообщали живописным работам художника живость и динамику, теперь передают лишь нервное возбуждение. Произведение выполнено в технике масляной пастели, которую художник выбрал, так как она легче в использовании, чем живопись.