Советский и европейский художник Юргис Прейсс написал портрет немецкой актрисы театра и кино Гизелы Май в 1966 году в разгар кемеровского периода, который длился с 1956-го по 1984 год. Этот временной отрезок считается самым долгим в творчестве Прейсса. В это время Прейсс жил и работал в Кемерово, с небольшим перерывом в начале 1960-х, когда выезжал за границу. В собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств работа поступила в 1991 году от Людмилы Бирюковой, приемной дочери Прейсса и его наследницы.Советский и европейский художник Юргис Прейсс написал портрет немецкой актрисы театра и кино Гизелы Май в 1966 году в разгар кемеровского периода, который длился с 1956-го по 1984 год. Этот временной отрезок считается самым долгим в творчестве Прейсса. В это время Прейсс жил и работал в Кемерово, с небольшим перерывом в начале 1960-х, когда выезжал за границу. В собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств работа поступила в 1991 году от Людмилы Бирюковой, приемной дочери Прейсса и его наследницы.
Актриса Гизела Май
Время создания
1966 год
Размер
59x52 см
59×52 см
59×52 см
Техника
Холст, масло
1
Открыть в приложении#1
Прейсс Ю.И.
Портрет актрисы Гизелы Май в роли мадам Кабе в пьесе Бертольда Брехта «Дни коммуны»
#2
#3
О картине
#4
На портрете Прейсс изобразил Гизелу Май в образе швеи мадам Кабе — героини пьесы «Дни коммуны», которую прозаик и драматург Бертольд Брехт написал в 1949 году. Впервые спектакль поставили в 1956 году в немецком городе Карл-Маркс-Штадте, сегодня известном как Хемниц. Некоторые критики назвали его сухим и затянутым.
Через шесть лет Брехт отредактировал текст «Дней коммуны» и поставил пьесу на сцене своего драматического театра «Берлинер ансамбль» с Гизелой Май в главной женской роли. Исследователи предполагают, что впервые «Дни коммуны» Прейсс увидел именно в Берлине — художник жил в столице Германской Демократической Республики с октября 1963-го по апрель 1965 года.
Портрет Гизелы Май он написал позже, уже в Кемерово, по воспоминаниям и впечатлениям от спектакля. Прейсс сохранил портретное сходство с актрисой, но при этом создал острый, нервный, эксцентричный образ театрального персонажа — мадам Кабе. Он намеренно утрировал изображение, очертил голову и плечи угловатыми линиями с черным контуром. Схематичные изображения деревьев на фоне неестественны и напоминают театральный задник. Резкости картине добавляют контрастное сочетание холодных и теплых цветов.
Жесткий, быстрый стиль письма Прейсса, широкие мазки кистью подчеркивают в портрете дисгармоничность образа Гизелы. Специалисты считают, что на стиль художника сильно повлиял немецкий экспрессионизм, популярный в первой половине XX века как одна из реакций искусства на события Первой мировой войны. Художники этого направления отказались от реалистичности, стилизаций и символических фигур. Они стремились с помощью художественных средств выразить эмоциональное состояние — собственное или тех, кого изображали на портретах.
Через шесть лет Брехт отредактировал текст «Дней коммуны» и поставил пьесу на сцене своего драматического театра «Берлинер ансамбль» с Гизелой Май в главной женской роли. Исследователи предполагают, что впервые «Дни коммуны» Прейсс увидел именно в Берлине — художник жил в столице Германской Демократической Республики с октября 1963-го по апрель 1965 года.
Портрет Гизелы Май он написал позже, уже в Кемерово, по воспоминаниям и впечатлениям от спектакля. Прейсс сохранил портретное сходство с актрисой, но при этом создал острый, нервный, эксцентричный образ театрального персонажа — мадам Кабе. Он намеренно утрировал изображение, очертил голову и плечи угловатыми линиями с черным контуром. Схематичные изображения деревьев на фоне неестественны и напоминают театральный задник. Резкости картине добавляют контрастное сочетание холодных и теплых цветов.
Жесткий, быстрый стиль письма Прейсса, широкие мазки кистью подчеркивают в портрете дисгармоничность образа Гизелы. Специалисты считают, что на стиль художника сильно повлиял немецкий экспрессионизм, популярный в первой половине XX века как одна из реакций искусства на события Первой мировой войны. Художники этого направления отказались от реалистичности, стилизаций и символических фигур. Они стремились с помощью художественных средств выразить эмоциональное состояние — собственное или тех, кого изображали на портретах.
#5
Кемеровский областной музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Актриса Гизела Май
Время создания
1966 год
Размер
59x52 см
59×52 см
59×52 см
Техника
Холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться