Портрет из коллекции Кемеровского областного музея изобразительных искусств создал Ганс Юргис Прейсс — художник со сложной судьбой. Он родился в Кёнигсберге в 1904 году, там же закончил художественную академию, брал уроки у немецкого экспрессиониста Артура Дегнера. Прейсс участвовал в европейских художественных выставках, а в 1937 году в Париже в галерее «Бонапарт» была организована его первая персональная экспозиция. Критики отмечали лиричность картин художника, слаженную композицию и «редкую прелесть цвета». Однако вскоре жизнь Прейсса изменилась: он женился на коммунистке-разведчице Гертруде Генис, а после и сам стал шпионить в пользу СССР.
Перед началом Великой Отечественной войны они прибыли в Россию — по делам Коминтерна. Здесь, после нападения фашистских войск, чету, как этнических немцев, арестовали и сослали в Сибирь. В Томске Гертруда Генис умерла от туберкулёза, а Прейсс женился на преподавательнице медицинского института Евгении Гонтарь. К этому времени художнику удалось обзавестись паспортом на имя литовца Юргиса Ионасовича Прейсса.
Из Томска супруги перебрались в Кемерово — здесь открылся новый медицинский институт, и Евгения Гонтарь сначала заведовала одной из кафедр, а затем стала проректором. Прейсс подрабатывал в вузе художником-оформителем: рисовал для кафедры анатомии плакаты-пособия с изображениями различных органов и систем человеческого организма. В мединституте в 1960-е годы он на заказ создал несколько портретов в духе соцреализма, «во вкусе Сталина», как иронизировал автор. Портрет Изиды Тараторкиной — самый лиричный из них.
Перед началом Великой Отечественной войны они прибыли в Россию — по делам Коминтерна. Здесь, после нападения фашистских войск, чету, как этнических немцев, арестовали и сослали в Сибирь. В Томске Гертруда Генис умерла от туберкулёза, а Прейсс женился на преподавательнице медицинского института Евгении Гонтарь. К этому времени художнику удалось обзавестись паспортом на имя литовца Юргиса Ионасовича Прейсса.
Из Томска супруги перебрались в Кемерово — здесь открылся новый медицинский институт, и Евгения Гонтарь сначала заведовала одной из кафедр, а затем стала проректором. Прейсс подрабатывал в вузе художником-оформителем: рисовал для кафедры анатомии плакаты-пособия с изображениями различных органов и систем человеческого организма. В мединституте в 1960-е годы он на заказ создал несколько портретов в духе соцреализма, «во вкусе Сталина», как иронизировал автор. Портрет Изиды Тараторкиной — самый лиричный из них.