Юргис Прейсс — настоящее имя Ганс Рихард — родился в Кёнигсберге (сейчас — Калининград) 1 сентября 1904 года. Учился рисовать в Кёнигсбергской академии художеств. Его преподавателем был Артур Дегнер, владевший приемами импрессионизма и экспрессионизма, проводник новых веяний в живописи, художник, который был известен по всей Германии. В Академии Дегнер возглавлял класс пейзажа и был единственным графиком-экспрессионистом.
Экспрессионизм — это стиль в немецком искусстве, популярный в начале XX века. Для работ его представителей были характерны упрощение рисунка, гипертрофированные формы, яркая палитра и контрастные цвета. В противоположность импрессионизму — художники-экспрессионисты старались выразить свой внутренний мир, а не воспроизвести внешний.
Юргис Прейсс с 15 лет участвовал в европейских выставках и леворадикальных движениях. Он был членом коммунистической партии Германии, работал на советскую разведку в Европе, посещал Вену, Стокгольм, Берлин, Хельсинки, устраивал персональные художественные выставки в Париже. Частые переезды расширяли кругозор Прейсса и круг его знакомств — он общался с Пабло Пикассо, познакомился с немецким драматургом Бертольдом Брехтом, встречался с мексиканским художником Хосе Сикейросом и датским карикатуристом Херлуфом Бидструпом.
Этот отрезок жизни отразился в том периоде творчестве Юргиса Прейсса, который исследователи называют «европейским». В годы путешествий Прейсс сложился как художник-интимист. Интимизм — это подвид жанровой живописи, возникший в течении неоэкспрессионизма. Его отличие — в сосредоточении художников на сокровенных мелочах частной жизни, обращении к миру личного.
Особую группу работ в «европейский» период Прейсса составляли автопортреты. Этот жанр как нельзя лучше подходил для отражения повседневной жизни. Автопортреты Прейсса в 1930-е годы весьма многочисленны, но неприметны, похожи один на другой: все небольших размеров, где художник изображен по плечи — вполоборота или анфас.
«Автопортрет» 1937 года лиричнее других и отличается самым малым размером — почти с ладонь. Особое настроение в нем создает пространственная среда — затемненная, со струящимся изнутри слабым холодным светом. Этот свет будто контуром намечает лицо художника, приближенное вплотную к переднему плану, и выделяет его черты из полумрака. С помощью контрастных цветов и экспрессивной манеры, которая оставляет ощущение скорописи и незавершенности, автор передал эмоциональное состояние, выделяющее работу из череды остальных, бесстрастных.
Экспрессионизм — это стиль в немецком искусстве, популярный в начале XX века. Для работ его представителей были характерны упрощение рисунка, гипертрофированные формы, яркая палитра и контрастные цвета. В противоположность импрессионизму — художники-экспрессионисты старались выразить свой внутренний мир, а не воспроизвести внешний.
Юргис Прейсс с 15 лет участвовал в европейских выставках и леворадикальных движениях. Он был членом коммунистической партии Германии, работал на советскую разведку в Европе, посещал Вену, Стокгольм, Берлин, Хельсинки, устраивал персональные художественные выставки в Париже. Частые переезды расширяли кругозор Прейсса и круг его знакомств — он общался с Пабло Пикассо, познакомился с немецким драматургом Бертольдом Брехтом, встречался с мексиканским художником Хосе Сикейросом и датским карикатуристом Херлуфом Бидструпом.
Этот отрезок жизни отразился в том периоде творчестве Юргиса Прейсса, который исследователи называют «европейским». В годы путешествий Прейсс сложился как художник-интимист. Интимизм — это подвид жанровой живописи, возникший в течении неоэкспрессионизма. Его отличие — в сосредоточении художников на сокровенных мелочах частной жизни, обращении к миру личного.
Особую группу работ в «европейский» период Прейсса составляли автопортреты. Этот жанр как нельзя лучше подходил для отражения повседневной жизни. Автопортреты Прейсса в 1930-е годы весьма многочисленны, но неприметны, похожи один на другой: все небольших размеров, где художник изображен по плечи — вполоборота или анфас.
«Автопортрет» 1937 года лиричнее других и отличается самым малым размером — почти с ладонь. Особое настроение в нем создает пространственная среда — затемненная, со струящимся изнутри слабым холодным светом. Этот свет будто контуром намечает лицо художника, приближенное вплотную к переднему плану, и выделяет его черты из полумрака. С помощью контрастных цветов и экспрессивной манеры, которая оставляет ощущение скорописи и незавершенности, автор передал эмоциональное состояние, выделяющее работу из череды остальных, бесстрастных.