Художник Юргис Прейсс родился 1 сентября 1904 года в Кёнигсберге, на территории Восточной Пруссии. Его настоящее имя — Ганс Рихард. Он окончил в Кёнигсберге Академию художеств, затем служил военным разведчиком, позже эмигрировал в СССР, в 1939 году получил гражданство и сменил имя. Когда началась война, Прейсса, в связи с его национальностью, выслали в Сибирь. В 1950-х годах художник поселился в городе Кемерово. В местном областном музее хранится собрание работ Юргиса Прейсса, эта коллекция — ровесница самого музея.
Представленный в экспозиции портрет матери Юргиса Прейсса относится к кемеровскому периоду его творчества, самому продолжительному (1956–1984 годы). В первой половине 1960-х годов художник жил и работал в Берлине, в этот период совершил экскурсионную поездку по советской Прибалтике. Тогда же он посетил город, в котором родился — Кёнигсберг, который к тому времени уже стал Калининградом. В эпоху «оттепели» художник вернулся к малым жанрам, светлым краскам и легкому письму. Однако в то же время в его творчестве появились и новые мотивы. Прейсс начал создавать портреты по давним воспоминаниям, личным впечатлениям и ассоциациям. Многие из этих работ автобиографичны.
Среди таких картин и «Портрет матери» 1967 года — одно из центральных произведений в творчестве мастера. Художник написал его после того, как съездил в Кенигсберг (сегодня — Калининград), где он не бывал с 1933 года. Встреча с прошлым пробудила воспоминания о былом, желание высказаться. На портрете Луиза Пройс выглядит немолодой, спокойной, немного усталой. У нее седые волосы, гладко зачесанные назад, и узкие покатые плечи. Женщина задумчива, погружена в себя, а ее лицо, обращенное прямо на зрителя, исполнено затаенной печали. Материнский образ в исполнении художника стал глубоко лиричным.