Автопортрет Юргиса Прейсса принадлежит к позднему и самому продолжительному периоду творчества художника — кемеровскому. Он продлился с 1956 года до смерти Прейсса в 1984-м. В это время Прейсс вернулся к привычным малым жанрам и светлым краскам, но переосмыслил раннее творчество и сделал свои полотна более автобиографичными.
«Автопортрет» 1968 года занял центральное место в творчестве мастера. Как и другие работы кемеровского периода, он наполнен авторскими ассоциациями, воспоминаниями и личными впечатлениями. Толчком к его написанию стал приезд в Кенигсберг, в котором Прейсс не был с 1933 года.
Ганс-Юргис Прейсс — советский художник прусского происхождения. Первый брак с Гертрудой Геннис, коммунисткой и разведчицей, повлиял на все творчество художника. Прейсс стал советским шпионом и, по мнению некоторых искусствоведов, писал свои картины с повышенным вниманием к деталям и намекам, пытался передать то, что скрыто глубже, чем можно заметить при первом взгляде.
На автопортрете художнику 64 года. Черты лица он изобразил довольно подробно: жесткие складки рта, морщины, прямой суровый взгляд. Прейсс написал себя с обнаженными плечами — так он избавился от лишних примет времени. Человек на картине мог родиться в любом веке и в любой стране. Этим приемом художник попытался донести одну из главных мыслей «Автопортрета»: человеческая жизнь не ограничивается одним отдельным периодом, она гораздо шире.
Юргис Прейсс добавил в автопортрет несколько отсылок к творчеству других художников. В левой части холста располагается угол полотна с цветущими ветвями, которое напоминает работы Ван Гога. Справа — фрагмент рембрандтовской картины «Возвращение блудного сына».