В Кемеровском областном музее изобразительных искусств хранится большая часть полотен Ганса Юргиса Прейсса — советского художника и разведчика. Он родился в 1904 году в Кёнигсберге, там же получил художественное образование, выставлялся в Париже и других европейских городах. Критики отмечали высокую живописную технику Прейсса, изысканную палитру в портретах и умение показывать характер героев.
Прейсс был женат трижды. Его первой женой стала коммунистка-разведчица Гертруда Геннис — и вскоре художник вслед за супругой стал шпионить в пользу СССР. Во время Великой Отечественной войны их, как этнических немцев, арестовали и сослали в Сибирь, в Томск, где Гертруда умерла от туберкулёза.
Затем Прейсс женился на преподавательнице Томского медицинского института Евгении Гонтарь, с которой переехал в Кемерово, где она сначала возглавила одну из кафедр нового мединститута, а затем была проректором. Однако Гонтарь тоже вскоре не стало. На ее похоронах художник познакомился с Любовью Бирюковой — через некоторое время они поженились.
Именно Бирюкова изображена на этом графическом портрете. Прейсс выполнил его в технике зарисовки, быстрыми штрихами. Художник не только достиг портретного сходства с моделью, но и передал ее душевный настрой. Прейсс был мастером быстрых портретов, позже он создал большую графическую серию с образами артистов Кемеровской филармонии. Причём выполнял эти рисунки прямо во время спектакля.
Вместе Прейсс и Бирюкова прожили 21 год. Художник писал свою супругу очень часто — большинство женских графических и живописных портретов посвящено ей. Кемеровский период стал наиболее плодотворным для Прейсса, это подтверждают и записи в его дневниках. Художник с особой педантичностью подходил к творчеству: отмечал, сколько полотен он создал за прошедший год.
В собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств портрет Любови Бирюковой «Задумалась» поступил в 2010 году. Его передала в дар Людмила Бирюкова, приемная дочь Прейсса. Когда художник женился на её матери, девочке было 15 лет. «Он был человеком иной культуры, иного уровня образованности», — рассказывала она. У падчерицы художника хранится часть его полотен. В кабинете художника Людмила Бирюкова разместила подборку женских образов в красном, среди них есть и живописные портреты её матери.