В творчестве Юргиса Прейсса, кроме портретов, было много натюрмортов. Они отличались простотой, изысканностью и схожими мотивами: фрукты, книги, цветы. Натюрморт «Рододендроны» 1930-х годов относится к раннему периоду творчества Юргиса Прейсса — европейскому. Художник в те годы много путешествовал по Европе, в картинах этого времени преобладали светлые, яркие и радостные цвета. Картина «Рододендроны» 1936 года стала одним из лучших образцов его ранней живописи. Юргис Прейсс написал ее на простой бумаге, с натуры и за один сеанс — в память о каком-то сильном чувстве, с которым ассоциировались эти цветы.
Картина создана с использованием экспрессионистских приемов: широкими свободными мазками, в ярких и жизнерадостных тонах. В центре стола, в складках белой ткани, стоит ваза с ярко-розовыми рододендронами. Рядом — раскрытая книга. С помощью чистых и сочных Юргис Прейсс пытался передать радость момента, торжество жизни. В дневниках он писал о европейском периоде творчества: «Я хочу, чтобы вокруг меня были яркие радостные цвета».
Изобразительную манеру Прейсса 1930-х годов можно было назвать неотрадиционализмом. Художники этого направления переосмысливали опыт предыдущих мастеров и создавали свои картины, экспериментируя с новыми инструментами, палитрой и формой. Этот художественный жанр активно развивался в европейской культуре 1920-1930-х годов.
На творчество Прейсса сильно повлияли обстоятельства жизни. Не поддержав нацистские настроения, с 1920-х годов художник сотрудничал с советской разведкой. С приходом к власти нацистов в 1933-м Прейсс с женой уехали из Германии и путешествовали по разным городам: Вена, Москва, Париж, Хельсинки. Все это время Прейсс писал картины. Именно в этот период он встретился с карикатуристом Херлуфом Бидструпом и писателем Бертольдом Брехтом, общался с Пабло Пикассо, познакомился с подлинниками полотен Рембрандта, Ван Гога и Грюневальда. Все это позже отразилось в его живописи.
Существует два варианта натюрморта «Рододендроны». Один из них Прейсс подарил Зое Естамоновой, кемеровской журналистке и автору документальной повести «Судьба художника Ганса-Юргиса Прейсса», второй — приемной дочери Людмиле Бирюковой, которая в 1986 году и передала его музею.
В повести Зои Естамоновой есть отрывок, который посвящен натюрморту: «Чьи-то руки подняли его. Кто-то спросил: „Ну как?“ Ответили: „Слишком активное пятно“. И натюрморт с цветком опять оказался в углу. Когда наконец ему нашлось место в экспозиции выставки, он, прикоснувшись к стене, тотчас растворил плотный слой штукатурки и кирпича. В зале появилось еще одно окно, в пасмурный день оно светилось утренним солнцем. Рододендрон, альпийская роза Написан в Финляндии, выставлялся в Париже, по каким-то особым причинам был дорог автору, который сделал два варианта этой работы и с этим последним не расставался до смерти».