К шестидесятым годам Юргис Прейсс (1904–1984) сделался респектабельным советским художником. А впервые уроженец Кенигсберга оказался в СССР в начале Второй мировой войны. Вместе с супругой Гертрудой Генис он в течение многих лет жил двойной жизнью: занимался шпионажем в пользу Советского Союза и при этом активно выставлялся в Европе. Особенно полюбилась критике его персональная выставка, прошедшая в 1937 году в Париже. Публика сравнивала его с Сезанном и нарекла мастером интимного портрета.
После переезда в СССР Прейсс лишь однажды покинул новую родину — с октября 1963 по апрель 1965 года он жил в Берлине, на территории Восточной Германии. Как считают некоторые эксперты, столь продолжительная командировка также могла быть связана с политическими задачами. В течение двух лет Прейсс написал несколько портретов немецких театральных актрис Хелены Вайгель и Забины Круг.
Вайгель возглавляла «Берлинский ансамбль» — драматический театр в Восточном Берлине и была второй женой драматурга Бертольда Брехта. Именно она вдохновила его на создание многих женских образов, включая знаменитую мамашу Кураж. При внешней сдержанности натуры актриса отличалась мощным темпераментом. Именно особенность ее личности и попытался запечатлеть Прейсс. Он изобразил актрису в роли фрау Флинц в пьесе Хельмута Байерла — об этом говорит надпись в нижней части работы. Портрет отличает жесткая выразительность стиля, свидетельствующая о явном влиянии немецкого искусства, всегда тяготевшего к экспрессионизму.
Одном из берлинских писем Прейсс писал: «Вчера я был в театре. Смотрел комедию Frau Flinz. Главную роль играет жена Брехта. Это сатирическая пьеса очень остра, часто груба откровенно. У немцев в искусстве есть что-то больное…». Комедия рассказывала о жизнь госпожи Флинц после окончания Второй мировой войны. Лейтмотивом пьесы стала фраза главное героини, что у нее нет времени на социализм — ведь она должна работать.
В шестидесятые Прейсс часто писал портреты окружающих его людей. Он стремился раскрыть их сложную душевную жизнь и образ мыслей, поэтому эти работы очень психологичны.
После переезда в СССР Прейсс лишь однажды покинул новую родину — с октября 1963 по апрель 1965 года он жил в Берлине, на территории Восточной Германии. Как считают некоторые эксперты, столь продолжительная командировка также могла быть связана с политическими задачами. В течение двух лет Прейсс написал несколько портретов немецких театральных актрис Хелены Вайгель и Забины Круг.
Вайгель возглавляла «Берлинский ансамбль» — драматический театр в Восточном Берлине и была второй женой драматурга Бертольда Брехта. Именно она вдохновила его на создание многих женских образов, включая знаменитую мамашу Кураж. При внешней сдержанности натуры актриса отличалась мощным темпераментом. Именно особенность ее личности и попытался запечатлеть Прейсс. Он изобразил актрису в роли фрау Флинц в пьесе Хельмута Байерла — об этом говорит надпись в нижней части работы. Портрет отличает жесткая выразительность стиля, свидетельствующая о явном влиянии немецкого искусства, всегда тяготевшего к экспрессионизму.
Одном из берлинских писем Прейсс писал: «Вчера я был в театре. Смотрел комедию Frau Flinz. Главную роль играет жена Брехта. Это сатирическая пьеса очень остра, часто груба откровенно. У немцев в искусстве есть что-то больное…». Комедия рассказывала о жизнь госпожи Флинц после окончания Второй мировой войны. Лейтмотивом пьесы стала фраза главное героини, что у нее нет времени на социализм — ведь она должна работать.
В шестидесятые Прейсс часто писал портреты окружающих его людей. Он стремился раскрыть их сложную душевную жизнь и образ мыслей, поэтому эти работы очень психологичны.