Портрет Гертруды Генис, немецкой коммунистки и разведчицы, первой жены Юргиса Прейсса, относится к «томскому» периоду в творчестве художника — довольно короткому и драматическому. Вместе с супругой Прейсс прожил семнадцать лет. Они поженились в 1927 году. Для него эта женщина была всем — любовью, спутницей жизни, соратником по партии. Связав свою жизнь с ней, Прейсс и сам увлекся политикой. В двадцать два года он вступил в коммунистическую партию и вскоре, как и Гертруда, начал шпионить в пользу СССР и жить двойной жизнью.
Этот период был связан с постоянной переменой места жительства: из Европы супруги перебрались в Москву, затем — в Сибирь. Так вынужденная ссылка обернулась пожизненным поселением. Перед началом Второй мировой войны Прейсс с женой приняли гражданство СССР, а в 1941 году вместе с другими немцами оказались в лагере в Сибири. Вскоре, уже в Томске, Гертруда умерла от туберкулеза. Именно там появились первые работы, исполненные трагического звучания. Среди них и «Геня в теплой кофте».
Портрет показывает уже усталую и постаревшую женщину. Болезненно кутаясь в кофту, тщетно пытаясь согреться, она обреченно смотрит на мужа, очевидно понимая необратимость своей болезни. Эта работа продолжает интимистскую линию в творчестве Прейсса. Она отражает особые мгновения жизни, правда, в условиях советской реальности — чаще всего безрадостные.