В 1920-х Ганс Рихард — имя Юргис Прейсс он взял после переселения в СССР — учился в Кёнигсбергской академии художеств и был членом Коммунистической партии Германии. По некоторым данным, уже в 1930-м Рихард сотрудничал с советской разведкой через Коминтерн — международную организацию, которая объединяла коммунистические партии по всему миру. В 1933 году к власти пришли нацисты, Прейсс покинул страну и ездил по разным европейским городам: Парижу, Берлину, Вене, Базелю, Стокгольму, Хельсинки.
Во время путешествий Прейсс писал картины, чтобы скрыть подпольную политическую деятельность. Чаще он обращался к жанрам портрета, автопортрета и натюрморта, однако в эти годы художник создал и многие пейзажные работы — чаще всего беглые натурные зарисовки мест, где он побывал. На рисунке 1938 года «Хельсингфорс (Пасмурный пейзаж)» изображена финская столица Хельсинки. До обретения Финляндией независимости в 1917 году она называлась Хельсингфорсом в большинстве европейских языков, и Гельсингфорсом — в русском.
В своих дневниках Юргис Прейсс объяснял любовь к северу: «Здесь [в Скандинавии] дует северный морской ветер, а голые скалы повсюду в их величии так хорошо сочетаются с этим чистым холодным воздухом, который так отличается от мягкого венского воздуха. Все менее градуировано, все предметы, вещи как бы резко заявляют о себе, подступают ближе к созерцателю благодаря своей ясной очерченности, четкости…». На этом пейзаже художник довольно подробно выписал скалы на переднем плане, а здания изобразил в более схематичной манере.
Некоторую известность в европейских художественных кругах Прейсс приобрел за год создания этого рисунка — в мае 1937-го в Париже, в галерее голландца Ван Лера на улице Бонапарта, открылась первая персональная выставка художника. Французская критика отнеслась к нему благосклонно, в газетах тех лет писали: «Выставка свидетельствует о личности цельной, тонкой, лирической <…> Если классификация как сравнение в искусстве допускается, то мы отнесли бы художника к тем, кого французы называют интимистами».
Во время путешествий Прейсс писал картины, чтобы скрыть подпольную политическую деятельность. Чаще он обращался к жанрам портрета, автопортрета и натюрморта, однако в эти годы художник создал и многие пейзажные работы — чаще всего беглые натурные зарисовки мест, где он побывал. На рисунке 1938 года «Хельсингфорс (Пасмурный пейзаж)» изображена финская столица Хельсинки. До обретения Финляндией независимости в 1917 году она называлась Хельсингфорсом в большинстве европейских языков, и Гельсингфорсом — в русском.
В своих дневниках Юргис Прейсс объяснял любовь к северу: «Здесь [в Скандинавии] дует северный морской ветер, а голые скалы повсюду в их величии так хорошо сочетаются с этим чистым холодным воздухом, который так отличается от мягкого венского воздуха. Все менее градуировано, все предметы, вещи как бы резко заявляют о себе, подступают ближе к созерцателю благодаря своей ясной очерченности, четкости…». На этом пейзаже художник довольно подробно выписал скалы на переднем плане, а здания изобразил в более схематичной манере.
Некоторую известность в европейских художественных кругах Прейсс приобрел за год создания этого рисунка — в мае 1937-го в Париже, в галерее голландца Ван Лера на улице Бонапарта, открылась первая персональная выставка художника. Французская критика отнеслась к нему благосклонно, в газетах тех лет писали: «Выставка свидетельствует о личности цельной, тонкой, лирической <…> Если классификация как сравнение в искусстве допускается, то мы отнесли бы художника к тем, кого французы называют интимистами».