Европейский период, который пришёлся на 1930-е годы, считается самым светлым и спокойным в творчестве живописца. В это время Ганс Рихард Прейсс, тогда еще не сменивший имя на литовское, путешествовал по Венгрии, Германии, Турции и Югославии с журналисткой Гертрудой Геннис, своей первой женой. Маршрут по странам с тревожной политической обстановкой был выбран не случайно, поскольку супруги были не только представителями богемы, но и военными разведчиками, которые работали на СССР.
Во время поездок художник создавал множество работ, в Европе даже прошла его персональная выставка. Большинство набросков или холстов — это натюрморты и портреты близких Прейссу людей.
В 1938 году художник написал портрет Раббе Энкеля. Писатель в сером костюме сидит в зелёном кресле на фоне бежевой стены, его мимика и поза демонстрируют расслабленность. Например, у него открытый взгляд из-под приподнятых бровей и руки свободно лежат на подлокотниках.
Автор выбрал для картины с натуры бумагу и масляные краски. Довольно сдержанную палитру разбавляют лиловые, охристые и «морские» полутона. Манера исполнения свободная, поэтому даже среди тёмной гаммы хорошо различимы выразительные мазки: художник добился экспрессии не только с помощью палитры, но и через динамичные линии.
С точки зрения некоторых арт-деятелей начала XX века, портреты предполагали диалог между создателем и моделью, который добавлял в картины интимность. У молодого Ганса Рихарда Прейсса был такой же подход к живописи: он уделял значительное внимание чувственной составляющей полотна или рисунка, старался передать эмоции модели. Несмотря на то, что в 1939 году Юргис Прейсс переехал жить в СССР и получил советское гражданство, он до конца жизни презрительно относился к натурализму и реализму «во вкусе Сталина» и именовал подобную живопись «повестями в картинках».
Портрет Раббе Энкеля попал в коллекцию Кемеровского областного музея изобразительных искусств из собрания Людмилы Бирюковой — падчерицы и наследницы художника. Она подарила работу музею в 1992 году.