Ганс Юргис Прейсс (1904–1984) родился в Кенигсберге, объехал всю Европу, общался с Пабло Пикассо, а также несколько лет прожил в ссылке в Сибири. Столь удивительные повороты в судьбе художника были связаны с его первой женой — немецкой коммунисткой и разведчицей Гертрудой Генис. Благодаря ей он и сам увлекся идеей политической борьбы. Со временем Прейсс, известный широкой общественности как респектабельный и талантливый живописец, также стал жить двойной жизнью — он вступил в коммунистическую партию и начал заниматься шпионажем в пользу СССР.
В Советский Союз супруги перебрались незадолго до начала Второй мировой войны. Поначалу им даже предоставили квартиру и мастерскую в Москве, однако в 1941 году вместе с другими немцами они оказались в лагере, где Гертруда вскоре умерла от туберкулеза. После освобождения Прейсс несколько лет жил и работал в Томске, а в 1956 году поселился в Кемерове.
Портрет неизвестной натурщицы принадлежит «кемеровскому» периоду (1956–1984), самому продолжительному и спокойному в творческой жизни художника. Будучи уже пожилым человеком, Прейсс вновь пережил творческий взлет. В годы оттепели ему уже не приходилось писать парадные портреты власть имущих, которые он презрительно называл «махровым соцреализмом в сталинском вкусе». Побывав в 1960-е годы в родном Кенигсберге, отошедшем СССР после окончания войны, Прейсс вернулся к камерной интимной живописи, которая прославила его в юности.