На рубеже 1910-х — 1920-х годов Аристарх Лентулов, один из основателей авангардного объединения «Бубновый валет», на короткое время обратился к освоению системы великого французского художника Поля Сезанна. По этому поводу Лентулов говорил: «Современное же французское искусство действовало на меня не в такой сильной степени, как на всех московских художников.
В этом смысле я стою несколько в стороне, но поскольку Сезанн является началом всех возможностей, постольку я его ученик».
К числу работ этого периода относится «Пейзаж с желтыми воротами», который очень характерен для стилистики художника той поры. Пейзаж создан в рамках цикла 1920–1922 годов, созданного в посаде у Троице-Сергиевой лавры (Загорск). На примере произведений этой серии можно проследить эволюцию живописного метода и отношения к предмету, произошедшую за три года в творчестве Аристарха Лентулова. Он постепенно отказывается от легкой, светоносной, будто хрустальной декоративной живописи, от «кубизации» и деформации архитектурных и природных образов, которые становятся более реалистичными. В основе этого приближения к натуре лежит живописное переосмысление сезанновского наследия.
В «Пейзаже с желтыми воротами» художник создает образ старого русского города. На первом плане голые сухие деревья и желтая каменная стена с воротами, в которые вбегает сиренево-розовая дорога. За стеной «карабкаются» наверх по пригорку одно- и двухэтажные дома, изображенные очень условно. Их стены уплощены, кубизированы и разворачиваются параллельно картинной поверхности. Основной цвет картины, создающий ее звучание — охра желтая и красная, ею написаны все постройки, кроме одного белого дома с темно-коричневой крышей на самом верху полотна. Охристая гамма обогащается разнообразными, приглушенно-контрастными тонами серого, голубого, светло-фиолетового, появляющимися в тенях, крышах, небе, стволах сухих деревьев и дороге, а также зелеными оттенками травы и кроны дерева, стоящего позади дома с балконом.
Композиция строго следует заданным вертикалям и горизонталям и общему цветовому ритму продуманно наложенных мазков. Дается характерный небольшой наклон вертикалей влево. Лишь дом с балконом словно покачнулся вправо. Этот легкий диссонанс в ритме придает картине равновесие и гармоничность. Высокий горизонт, взгляд снизу вверх создают ощущение монументальности. В пейзаже используются перспективные сокращения, но предметы написаны как бы с разных точек зрения, что характерно для Лентулова и других художников — кубистов и сезаннистов. Пространство построено исключительно цветом — воздушной перспективы нет, элементы линейной перспективы не играют решающей роли.