Аристарх Лентулов стал художником вопреки воле матери, которая видела в нем священника. Из одного художественного училища он ушел сам, из другого был отчислен, а в Академию художеств не сдал вступительных экзаменов. Несмотря на это, Лентулов сперва возглавил российский авангард, а позже стал одним из самых востребованных художников в СССР.
Персона
Лентулов Аристарх Васильевич
Годы жизни: 1882—1943
#2
#3
«Ясный и радостный талант»: ученические годы
#4
Аристарх Лентулов родился в 1882 году в Пензенской губернии. Он был младшим, четвертым ребенком в семье сельского священника. Два года спустя отец будущего художника умер, и мать перевезла детей в Пензу. Там она отдала младшего сына в духовное училище: хотела, чтобы он пошел по стопам отца. Но учился Аристарх Лентулов плохо. С ранних лет он мечтал стать живописцем и на занятиях больше рисовал, чем слушал учителей.
Когда Лентулову исполнилось 16 лет, в Пензе открылось художественное училище. Будущий художник, несмотря на запреты матери, поступил туда. Позже он писал в своих воспоминаниях:
Когда Лентулову исполнилось 16 лет, в Пензе открылось художественное училище. Будущий художник, несмотря на запреты матери, поступил туда. Позже он писал в своих воспоминаниях:
#5
Я смело могу сказать, что, если бы школа не открылась, меня бы не существовало как художника.
#6
Уже тогда Лентулов много экспериментировал со светом и тенью. Он вспоминал о своих ранних художественных опытах:
#7
Работа моя проходила главным образом на природе… В этом отношении я производил исключительно интересные опыты, допускал контрасты света и тени, от черного в тени и до чистого хрома в свету.
#8
Но проучился Лентулов в Пензенском училище недолго. Не все педагоги разрешали писать на свободные темы, студента это не устраивало, и в 1900 году он оставил занятия. Директор училища, передвижник Константин Савицкий написал начинающему живописцу рекомендацию, с которой Лентулов поступил в Киевское художественное училище.
Однако и это учебное заведение студент покинул со скандалом: на выпускном курсе художник серьезно повздорил с преподавателем и вернулся в Пензу. Там его приняли обратно в училище, но уже на выпускной курс, который он и окончил в 1906 году. После этого Лентулов отправился в Петербург — поступать в Академию художеств. Вступительные экзамены он не сдал, но один из преподавателей, Дмитрий Кардовский, отметил талант художника и пригласил его в свою мастерскую.
Вскоре картины Лентулова появились на выставках. Там на них обратил внимание Александр Бенуа, лидер объединения «Мир искусства». Он так отзывался о работах Лентулова:
Однако и это учебное заведение студент покинул со скандалом: на выпускном курсе художник серьезно повздорил с преподавателем и вернулся в Пензу. Там его приняли обратно в училище, но уже на выпускной курс, который он и окончил в 1906 году. После этого Лентулов отправился в Петербург — поступать в Академию художеств. Вступительные экзамены он не сдал, но один из преподавателей, Дмитрий Кардовский, отметил талант художника и пригласил его в свою мастерскую.
Вскоре картины Лентулова появились на выставках. Там на них обратил внимание Александр Бенуа, лидер объединения «Мир искусства». Он так отзывался о работах Лентулова:
#9
Картины его поют и веселят душу… Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант.
#10
Основатель «Бубнового валета»
#11
В 1908 году 26-летний Аристарх Лентулов переехал из столицы в Москву. Там он познакомился с художниками-авангардистами Петром Кончаловским, Ильей Машковым и Михаилом Ларионовым. Вместе с ними Лентулов зимой 1910 года открыл выставку под названием «Бубновый валет». Картины в экспозиции были поистине авангардными: художники ломали форму, искажали реальность на холсте так, как им хотелось. Среди прочих экспонировались и 16 картин Лентулова: этюды, марины, портреты.
Кончаловский вспоминал:
Кончаловский вспоминал:
#12
Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи». Задуманная атака удалась, и выставка стала настоящей «пощечиной общественному вкусу». В газетах появились гневные рецензии. В одной из них говорилось: «Участники выставки «Бубновый валет» все прекрасное, ради чего стоит и нужно жить, решили повергнуть в прах, затоптать и оплевать слюной злобы и отчаяния перед своим бессилием познать истинную красоту…
#13
Но были и те, кто высоко оценил выставку. Например, поэт Максимилиан Волошин о работах Лентулова отзывался так: «Он ищет гармонизации не в притупленных красках, а в наивысшем напряжении отдельных тонов, что иногда ему и удается. Он тяготеет к большим пространствам, и колорит его декоративен».
Именно с этой выставки началась история авангардного объединения «Бубновый валет», у истоков которого стоял и Аристарх Лентулов.
#14
«Художник солнца»
#15
В 1911 году Лентулов уехал в Париж — продолжать обучение. Там он поступил в академию Ла Палетт и занимался в студиях у теоретиков кубизма — Жана Метценже и Альбера Глеза.
Вернувшись в Москву, живописец занялся изучением иконописи и древнерусской архитектуры. В этот период он создал такие картины, как «У Иверской», «Москва» и «Василий Блаженный».
Лентулов часто использовал в в своих работах желтый цвет, за это его прозвали «художником солнца». Сам художник писал:
Вернувшись в Москву, живописец занялся изучением иконописи и древнерусской архитектуры. В этот период он создал такие картины, как «У Иверской», «Москва» и «Василий Блаженный».
Лентулов часто использовал в в своих работах желтый цвет, за это его прозвали «художником солнца». Сам художник писал:
#16
Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения.
#17
Свои работы он экспонировал на выставках «Бубнового валета». Со временем критики становились все благосклоннее и ко всему объединению, и к Лентулову лично.
Аристарх Лентулов занимался не только живописью, но и оформлением спектаклей. Художник дружил с поэтом Владимиром Маяковским, и тот предложил ему разработать декорации и костюмы для спектакля «Владимир Маяковский». Позже живописец оформлял и другие постановки: «Демон», «Сказки Гофмана», «Виндзорские кумушки».
В 1916 году Лентулов вышел из «Бубнового валета», где уже не осталось никого из основателей, а год спустя распалось и само объединение.
Аристарх Лентулов занимался не только живописью, но и оформлением спектаклей. Художник дружил с поэтом Владимиром Маяковским, и тот предложил ему разработать декорации и костюмы для спектакля «Владимир Маяковский». Позже живописец оформлял и другие постановки: «Демон», «Сказки Гофмана», «Виндзорские кумушки».
В 1916 году Лентулов вышел из «Бубнового валета», где уже не осталось никого из основателей, а год спустя распалось и само объединение.
#18
Советский период и последние годы художника
#19
Революцию 1917 года Лентулов горячо поддержал. Конфликтов с новой властью у художника не случалось, он стал востребованным.
В 1918 году Лентулов украшал Москву к первой годовщине революции. Искусствовед Абрам Эфрос вспоминал:
В 1918 году Лентулов украшал Москву к первой годовщине революции. Искусствовед Абрам Эфрос вспоминал:
#20
Кто в Октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газоны скверов Театральной площади в неистово фиолетовый цвет темперой, какой пишут в театре декорации? Лентулов!
#21
В этот период времени художник пришел к другому стилю — «новому реализму». Его работы стали более детальными, он перестал так искажать формы предметов, как делал это раньше. С 1919 года Лентулов преподавал во ВХУТЕМАСе — одном из главных художественных училищ страны. В то же время он много путешествовал, писал по государственному заказу серию индустриальных пейзажей с конструктивистскими зданиями, фабриками и заводами. В 1933 году в Москве прошла первая персональная выставка Лентулова.
В конце жизни Аристарх Лентулов серьезно болел и мало работал. 15 апреля 1943 года после тяжелой операции он скончался. Художника похоронили на Ваганьковском кладбище.
В конце жизни Аристарх Лентулов серьезно болел и мало работал. 15 апреля 1943 года после тяжелой операции он скончался. Художника похоронили на Ваганьковском кладбище.
#1
читать дальшескрыть