Параллельно московским авангардным объединениям, едва ли не опережая их, в Петербурге возникло объединение новаторски настроенных живописцев и графиков с широкой творческой программой и со столичным притязанием объединить разнородные искания отечественных левых художников в единый «Союз молодёжи». Едва ли не самым деятельным организатором, участником и экспонентом всех его выставок был Иосиф Школьник.
К сожалению, его творческое наследие сохранилось не во всей полноте: значительная часть его, вероятно, безвозвратно утрачена. Тем интереснее было обнаружение в Саратове в 1960-е годы значительной группы его произведений именно этой поры. Среди них два пейзажа, написанные, скорее всего, в Крюковском лесничестве (Тульская губерния). Именно в этом лесном заповеднике, где были созданы условия для творческой работы, Школьник охотно проводил всё лето. Произведения, созданные там, вошли в его серию «Провинция», показанную им на пятой выставке «Союза молодёжи» (1913-1914).
Иосиф Школьник в эту пору не принадлежал к числу наиболее радикальных новаторов, но привязанность к видимому осложнялась у него оглядкой на достижения новейших французских живописцев. И не только Ван Гога, с одним из полотен которого тематически перекликается его «Пейзаж с дорогой» (начало 1910-х), но и фовистов. Не случайно Александр Бенуа слегка иронизировал над тем, что Школьник якобы притязает выглядеть петербургским Матиссом. Действительно, повышенная красочность представленного здесь «Пейзажа с клумбой» (начало 1910-х), не говоря уже о его живописной графике, может породить и такую ассоциацию.
Но прирождённый декоративист, увлечённый сценографическими задачами, Иосиф Школьник мастерски удерживает плоскость и в станковой живописи. «Пейзаж с дорогой» был создан в 1910 году, в разгар модернистских исканий автора. Картина написана в условной манере, она построена на сочетании открытых ярких цветов, прежде всего, плоскостей зеленого и желтого. В пейзаже отсутствует световоздушная перспектива, глубина пространства создается путем смены ритмов. Первый план составляют широкие неровные горизонтальные полосы малахитового и охристого цветов, затем следует динамичная вереница все убыстряющегося чередования вертикальных линий.
На дальнем плане желто-зеленые пятна становятся все компактнее, а движения кисти все энергичнее. Своим звучным колоритом и условным пространством картина близка к эскизу театральной декорации, при этом связь с конкретным мотивом автором не утрачена. Автор акцентирует внимание на ярком солнечном освещении, облачном небе, трепетных кронах берез — перед нами возникает образ летнего дня. Теплая приветливая гамма создает мажорное настроение, активные ритмы придают всей работе бодрый энергичный характер.