Современники вспоминали Лентулова как темпераментного веселого великана, покорявшего окружающих добротой души, жизнелюбием и открытостью.
Таким он представляется на автопортрете 1915 года, где могучий черноволосый богатырь, подбоченясь, взирает свысока на зрителя, позируя на фоне яркого узора.
Поздний автопортрет 1940 года, хранящийся в Пензенской картинной галерее, более реалистичен, спокоен и уравновешен. Он изображает успешного и признанного советского художника, который к концу жизни отошел от смелого стиля своей молодости и стал председателем организованного им Общества Московских художников (ОМХ).
На автопортрете Аристарх Лентулов изображен почти в полный рост в мастерской, в окружении любимых вещей. Работа написана свободной кистью, но с большой любовью к деталям. В комнате виден открытый рояль с нотами, венский стул, стол с графином и чайником, фрагмент картины. От всей композиции холста, мягкой зеленоватой гаммы с примесью охры, от облика самого художника веет спокойствием и уверенностью.
Рояль на картине играет такую же важную роль, как кисть в руках художника. Аристарх Васильевич был очень музыкальным человеком, любил напевать во время работы, и, по воспоминаниям его дочери, любил петь дуэтом с самим Федором Шаляпиным, который часто бывал в доме Лентуловых. Он входил в близкое окружение Александра Николаевича Скрябина, чья цветозвуковая теория увлекла живописца настолько, что он создал к постановке скрябинского «Прометея» огромное полотно на заднем плане сцены, которое окрашивалось в разные цвета специальными прожекторами по мере смены музыкальных композиций.