Среди произведений русского авангарда в собрании Радищевского музея особенно выделяются работы Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943). Творчество мастера впитало в себя актуальные веяния европейских художественных течений начала прошлого столетия. Лентуловские портреты и пейзажи привлекают внимание не только сложно разработанной цветовой палитрой — их отличает своеобразная угловатая пластика, внутренний динамизм, орнаментальная декоративность. В его работах причудливым образом соединяются кубизм, экспрессионизм и футуризм. Все эти детали создают характерный неповторимый почерк художника, стоявшего у истоков знаменитой группы «Бубновый валет» (1910-1917), куда входили Петр Кончаловский, Илья Машков, Роберт Фальк.
На рубеже 1910—1920-х годов Лентулов на короткое время обратился к освоению системы великого французского художника Поля Сезанна. По этому поводу Лентулов говорил: «Современное же французское искусство действовало на меня не в такой сильной степени, как на всех московских художников. В этом смысле я стою несколько в стороне, но поскольку Сезанн является началом всех возможностей, постольку я его ученик». К числу работ этого периода относится «Семейный портрет. Н.М.Щекотов с женой», который очень характерен для стилистики художника той поры.
Мужчина в сером костюме, красном галстуке и женщина в розовом платье сидят на коричневом диванчике с высокой спинкой. Он — непринужденно откинувшись, она — в несколько напряженной позе, чуть наклонившись вперед, скрестив на коленях руки. Условный темно-синий фон контрастирует с диваном и платьем женщины, но созвучен костюму мужчины, а также откликается рефлексами на лицах, руках и одежде людей.
Тёмно-серый цвет мужского костюма и охристо-коричневый стоящего рядом с диваном венского стула обеспечивают преобладание в картине сдержанных, глуховатых тонов. Руки и лица изображённых грубовато моделированы рефлексами жёлто-зелёного, синего и красного. Обе фигуры, особенно мужская, заметно утрированы. Но и в этом портрете нарочитое «подкубливание», обостряя форму, не ведёт к постижению характеров изображённых. Нельзя сказать, что это вообще лежит вне возможностей художника: он создал ряд портретов и автопортретов, вполне убедительных по внутренней характеристике. Но здесь это явно не входило в его задачу.
На рубеже 1910—1920-х годов Лентулов на короткое время обратился к освоению системы великого французского художника Поля Сезанна. По этому поводу Лентулов говорил: «Современное же французское искусство действовало на меня не в такой сильной степени, как на всех московских художников. В этом смысле я стою несколько в стороне, но поскольку Сезанн является началом всех возможностей, постольку я его ученик». К числу работ этого периода относится «Семейный портрет. Н.М.Щекотов с женой», который очень характерен для стилистики художника той поры.
Мужчина в сером костюме, красном галстуке и женщина в розовом платье сидят на коричневом диванчике с высокой спинкой. Он — непринужденно откинувшись, она — в несколько напряженной позе, чуть наклонившись вперед, скрестив на коленях руки. Условный темно-синий фон контрастирует с диваном и платьем женщины, но созвучен костюму мужчины, а также откликается рефлексами на лицах, руках и одежде людей.
Тёмно-серый цвет мужского костюма и охристо-коричневый стоящего рядом с диваном венского стула обеспечивают преобладание в картине сдержанных, глуховатых тонов. Руки и лица изображённых грубовато моделированы рефлексами жёлто-зелёного, синего и красного. Обе фигуры, особенно мужская, заметно утрированы. Но и в этом портрете нарочитое «подкубливание», обостряя форму, не ведёт к постижению характеров изображённых. Нельзя сказать, что это вообще лежит вне возможностей художника: он создал ряд портретов и автопортретов, вполне убедительных по внутренней характеристике. Но здесь это явно не входило в его задачу.