Гордостью Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого является собрание работ художников русского авангарда, в котором находится третья по значению в России коллекция произведений Аристарха Лентулова — около 40 работ. Многие из них были подарены галерее в 1977 году дочерью художника —искусствоведом и писательницей Марианной Аристарховной Лентуловой.
Аристарх Васильевич Лентулов родился недалеко от Пензы и начал обучаться искусству в Пензенском художественном училище, а затем продолжил в Киеве. В 1905 году он вернулся в Пензу, чтобы подготовиться к поступлению в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Этот ранний период творчества художника представлен в Пензенской картинной галерее выразительным, тонким и несколько декоративным «Портретом Н. А. Соловьева».
Художник изобразил своего приятеля, пензенского врача на пленэре во время загородной прогулки. Композиция портрета проста и непринужденна: молодой элегантный мужчина в светлом летнем костюме и белой шляпе изображен на фоне гуляющей в роще публики.
Сильно вытянутый по горизонтали холст получает форму своеобразного панно. В нем делается попытка передать средствами живописи сложные переходные цветовые оттенки дня, растворенные в свете формы. В портрете Н. А. Соловьева явно прослеживается влияние импрессионистов и постимпрессионистов. Отчасти сюжетно картина Аристарха Васильевича перекликается со знаменитой работой Жоржа Сёра «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт».
Аристарх Васильевич Лентулов родился недалеко от Пензы и начал обучаться искусству в Пензенском художественном училище, а затем продолжил в Киеве. В 1905 году он вернулся в Пензу, чтобы подготовиться к поступлению в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Этот ранний период творчества художника представлен в Пензенской картинной галерее выразительным, тонким и несколько декоративным «Портретом Н. А. Соловьева».
Художник изобразил своего приятеля, пензенского врача на пленэре во время загородной прогулки. Композиция портрета проста и непринужденна: молодой элегантный мужчина в светлом летнем костюме и белой шляпе изображен на фоне гуляющей в роще публики.
Сильно вытянутый по горизонтали холст получает форму своеобразного панно. В нем делается попытка передать средствами живописи сложные переходные цветовые оттенки дня, растворенные в свете формы. В портрете Н. А. Соловьева явно прослеживается влияние импрессионистов и постимпрессионистов. Отчасти сюжетно картина Аристарха Васильевича перекликается со знаменитой работой Жоржа Сёра «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт».
Сильно вытянутый по горизонтали холст получает форму своеобразного панно. В нем делается попытка передать средствами живописи сложные переходные цветовые оттенки дня, растворенные в свете формы.