Аристарх Лентулов — русский живописец, один из основателей знаменитого общества художников-авангардистов «Бубновый валет».
Лентулов родился в Пензенской губернии и с ранних лет мечтал заниматься живописью. Он поступил сначала в Пензенское художественное училище, затем в Киевское, сдавал экзамены в Академию художеств в Петербурге, но не смог задержаться ни в одном из учебных заведений. Учителя критиковали его из-за страсти к экспериментам, а художник часто спорил с ними и даже пытался исправлять их работы.
В 1908 году Лентулов переехал в Москву и познакомился с художниками Михаилом Ларионовым, Петром Кончаловским и Александром Куприным. Два года спустя они организовали выставку под названием «Бубновый валет». На ней представили картины в разных стилях, но все они отрицали салонное искусство, академизм и реализм XIX века. Выставка получила отрицательные отзывы, похвалил работы лишь поэт Максимилиан Волошин. Он писал, что увидел на картинах «много действительной талантливости».
«Двойной портрет» Аристарха Лентулова выразительно демонстрирует отношение членов «Бубнового валета» к форме и цвету. Недаром это произведение воспроизводится во многих опубликованных в последние годы книгах о русском авангарде. После поездки в Париж в 1911 году художник увлекся творческими открытиями Поля Сезанна и кубофутуристов. В то же время он настойчиво искал собственный стиль, экспериментируя с цветами и формами объектов, изображая, например, трехмерные объекты плоскими. Французские художники называли его работы «кубизмом а-ля рюc».
Лентулов органично ввел кубистские элементы в живописную ткань этого портрета. Некоторый намек на глубину плоскости дает различная трактовка мужской и женской фигур. Женская фигура, выдвинутая вперед, создана более четкими участками насыщенных оттенков зеленого цвета. Фигура мужчины на втором плане написана пятнами серого со сложнейшими оттенками без четких контуров. Фон состоит из дробных участков дополнительных цветов: желтого и синего, красного и зеленого. Смелые их сопоставления, резкость контрастов превращают его в мозаику, практически лишая реальных форм.
«Я противлюсь бледной живописи», — говорил художник. В самых смелых вещах он использовал для решения пластического образа принцип калейдоскопа с произвольным сочетанием цветов. В более сдержанных, таких как портрет из собрания музея, принцип калейдоскопа применен лишь частично.
Аристарх Лентулов считал, что фотографическое, реалистичное изображение человеческой внешности не нужно:
Лентулов родился в Пензенской губернии и с ранних лет мечтал заниматься живописью. Он поступил сначала в Пензенское художественное училище, затем в Киевское, сдавал экзамены в Академию художеств в Петербурге, но не смог задержаться ни в одном из учебных заведений. Учителя критиковали его из-за страсти к экспериментам, а художник часто спорил с ними и даже пытался исправлять их работы.
В 1908 году Лентулов переехал в Москву и познакомился с художниками Михаилом Ларионовым, Петром Кончаловским и Александром Куприным. Два года спустя они организовали выставку под названием «Бубновый валет». На ней представили картины в разных стилях, но все они отрицали салонное искусство, академизм и реализм XIX века. Выставка получила отрицательные отзывы, похвалил работы лишь поэт Максимилиан Волошин. Он писал, что увидел на картинах «много действительной талантливости».
«Двойной портрет» Аристарха Лентулова выразительно демонстрирует отношение членов «Бубнового валета» к форме и цвету. Недаром это произведение воспроизводится во многих опубликованных в последние годы книгах о русском авангарде. После поездки в Париж в 1911 году художник увлекся творческими открытиями Поля Сезанна и кубофутуристов. В то же время он настойчиво искал собственный стиль, экспериментируя с цветами и формами объектов, изображая, например, трехмерные объекты плоскими. Французские художники называли его работы «кубизмом а-ля рюc».
Лентулов органично ввел кубистские элементы в живописную ткань этого портрета. Некоторый намек на глубину плоскости дает различная трактовка мужской и женской фигур. Женская фигура, выдвинутая вперед, создана более четкими участками насыщенных оттенков зеленого цвета. Фигура мужчины на втором плане написана пятнами серого со сложнейшими оттенками без четких контуров. Фон состоит из дробных участков дополнительных цветов: желтого и синего, красного и зеленого. Смелые их сопоставления, резкость контрастов превращают его в мозаику, практически лишая реальных форм.
«Я противлюсь бледной живописи», — говорил художник. В самых смелых вещах он использовал для решения пластического образа принцип калейдоскопа с произвольным сочетанием цветов. В более сдержанных, таких как портрет из собрания музея, принцип калейдоскопа применен лишь частично.
Аристарх Лентулов считал, что фотографическое, реалистичное изображение человеческой внешности не нужно: