Вторая фаза Отечественной войны 1812 года (длилась с октября по декабрь) была насыщена судьбоносными событиями, но одним из самых знаковых стало отступление Наполеона Бонапарта, которое больше напоминало бегство. По музейной легенде, французский император покидал Россию на санях, представленных вашему вниманию.
Отступавший полководец проделал на санях почти девяностокилометровый путь от города Вильно (ныне — Вильнюс) до Немана. После этого марш-броска в местечке Сморгони Наполеон провел последнее совещание с уцелевшими маршалами. На нем присутствовали Даву, Богарне, Мюрат, Бертье, Ней, Лефевр, Мортье, Бессьер. В тот вечер они узнали о решении полководца возвратиться в Париж. Это было 5 декабря 1812 года.
Наполеон держал в тайне свои перемещения, дабы и без того приунывшие остатки его армии окончательно не потеряли веру в своего генерала. Для всех главнокомандующий отбыл в Варшаву для решения организационных вопросов. По прибытии в Париж Бонапарт намеревался создать новую армию и реабилитироваться, возобновив войну с Россией.
Сани были изготовлены литовскими мастерами в начале XIX века. Экспонат представляет не только историческую, но и материальную ценность — экстерьер повозки декорирован элементами ковки и золочеными деталями, мягкое кожаное сиденье отделано каретной стяжкой ручной работы. Это типичный образец зимних экипажей с открытым кузовом первой половины XIX века, которыми пользовалась знать. Элегантное и комфортное транспортное средство, при этом лишенное помпезной вычурности.
Конструкция саней предполагает расположение сидений для кучера и пассажиров в рамках одного модуля (зонирование пространства не предусмотрено). Сзади есть запятки для прислуги, неизменно сопровождавшей господ в путешествиях. Рама изготовлена из металла, обшивка — из дерева. Полозья выполнены из гнутого массива, дополненного металлическими полосами. Такие элементы благоприятно влияли на ходовые качества повозки, оберегая полозья от механических повреждений и преждевременного износа. В те времена они именовались «подрезами». Вертикальные бруски (копылья), выполнявшие функции стоек (соединяют сани и полозья), тоже усилены металлическими стяжками, что сделано для большей прочности конструкции. Сани оснащены крюками для оглобель, использовались при одноконной запряжке.
Экспонат поступил в Могилевский губернский музей на экспозицию в конце XIX века. Оршанский помещик Цеккерт передал сани безвозмездно. В начале XX века (1910-й год) они были представлены на юбилейной выставке, посвященной событиям Отечественной войны. У сотрудников Могилевского музея есть достоверные сведения, подтверждающие, что Бонапарт использовал именно эти сани, возвращаясь в Париж.
Отступавший полководец проделал на санях почти девяностокилометровый путь от города Вильно (ныне — Вильнюс) до Немана. После этого марш-броска в местечке Сморгони Наполеон провел последнее совещание с уцелевшими маршалами. На нем присутствовали Даву, Богарне, Мюрат, Бертье, Ней, Лефевр, Мортье, Бессьер. В тот вечер они узнали о решении полководца возвратиться в Париж. Это было 5 декабря 1812 года.
Наполеон держал в тайне свои перемещения, дабы и без того приунывшие остатки его армии окончательно не потеряли веру в своего генерала. Для всех главнокомандующий отбыл в Варшаву для решения организационных вопросов. По прибытии в Париж Бонапарт намеревался создать новую армию и реабилитироваться, возобновив войну с Россией.
Сани были изготовлены литовскими мастерами в начале XIX века. Экспонат представляет не только историческую, но и материальную ценность — экстерьер повозки декорирован элементами ковки и золочеными деталями, мягкое кожаное сиденье отделано каретной стяжкой ручной работы. Это типичный образец зимних экипажей с открытым кузовом первой половины XIX века, которыми пользовалась знать. Элегантное и комфортное транспортное средство, при этом лишенное помпезной вычурности.
Конструкция саней предполагает расположение сидений для кучера и пассажиров в рамках одного модуля (зонирование пространства не предусмотрено). Сзади есть запятки для прислуги, неизменно сопровождавшей господ в путешествиях. Рама изготовлена из металла, обшивка — из дерева. Полозья выполнены из гнутого массива, дополненного металлическими полосами. Такие элементы благоприятно влияли на ходовые качества повозки, оберегая полозья от механических повреждений и преждевременного износа. В те времена они именовались «подрезами». Вертикальные бруски (копылья), выполнявшие функции стоек (соединяют сани и полозья), тоже усилены металлическими стяжками, что сделано для большей прочности конструкции. Сани оснащены крюками для оглобель, использовались при одноконной запряжке.
Экспонат поступил в Могилевский губернский музей на экспозицию в конце XIX века. Оршанский помещик Цеккерт передал сани безвозмездно. В начале XX века (1910-й год) они были представлены на юбилейной выставке, посвященной событиям Отечественной войны. У сотрудников Могилевского музея есть достоверные сведения, подтверждающие, что Бонапарт использовал именно эти сани, возвращаясь в Париж.