Николай Рерих часто обращался в своем творчестве к историям героев и подвижников, персонажам мифов и легенд. Большое внимание художник уделял также и женским образам. По его убеждению, именно женщина способна быть посредником между старыми и вновь рождающимися культурными традициями, может хранить и приумножать их.
В картине «Настасья Микулична», существующей в нескольких вариантах, Рерих изобразил женщину-героя, воительницу, вдохновившись былинным образом непоколебимой и непобедимой богатырши. Настасья Микулична предстает на картине подобно языческому божеству. Она изображена на фоне огненного зарева. Этот момент отсылает к историческому контексту создания произведения, которое было написано во время Второй мировой войны. «Видимость ее немного азийская. Но ведь богатыри князя Владимира и восточные богадуры тоже не далеки друг от друга», — так Николай Рерих объяснял свой замысел и трактовку образа главной героини.
Максимальная выразительность полотна достигается при помощи напряженного, тревожного колорита с преобладанием желтых и оранжевых тонов. Буйствующее пламя олицетворяет в творчестве Рериха гибель и разрушение, однако картина пронизана верой в преодоление страданий и бедствий. Художник убежден в стойкости и мужестве своей страны, что выражено в монолитности фигуры всадницы.
Однако это убеждение зиждется не на уверенности в ее физической мощи — подтверждением тому может служить отсутствие оружия в руках богатырши. В понимании автора, гораздо более важную роль играет близость к своим историческим корням и связь с родной землей.
Картина «Настасья Микулична» находится в особом разделе постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея, отведенном под произведения Николая Рериха. Они поступили в музей в 1960 году из собрания картин Рериха, привезенного на родину его сыном Юрием. Всего коллекция включает 60 работ, созданных в последнее десятилетие жизни мастера. Все они крепкими нитями связаны с сюжетными мотивами, которые художник разрабатывал в разные периоды его творчества.
В картине «Настасья Микулична», существующей в нескольких вариантах, Рерих изобразил женщину-героя, воительницу, вдохновившись былинным образом непоколебимой и непобедимой богатырши. Настасья Микулична предстает на картине подобно языческому божеству. Она изображена на фоне огненного зарева. Этот момент отсылает к историческому контексту создания произведения, которое было написано во время Второй мировой войны. «Видимость ее немного азийская. Но ведь богатыри князя Владимира и восточные богадуры тоже не далеки друг от друга», — так Николай Рерих объяснял свой замысел и трактовку образа главной героини.
Максимальная выразительность полотна достигается при помощи напряженного, тревожного колорита с преобладанием желтых и оранжевых тонов. Буйствующее пламя олицетворяет в творчестве Рериха гибель и разрушение, однако картина пронизана верой в преодоление страданий и бедствий. Художник убежден в стойкости и мужестве своей страны, что выражено в монолитности фигуры всадницы.
Однако это убеждение зиждется не на уверенности в ее физической мощи — подтверждением тому может служить отсутствие оружия в руках богатырши. В понимании автора, гораздо более важную роль играет близость к своим историческим корням и связь с родной землей.
Картина «Настасья Микулична» находится в особом разделе постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея, отведенном под произведения Николая Рериха. Они поступили в музей в 1960 году из собрания картин Рериха, привезенного на родину его сыном Юрием. Всего коллекция включает 60 работ, созданных в последнее десятилетие жизни мастера. Все они крепкими нитями связаны с сюжетными мотивами, которые художник разрабатывал в разные периоды его творчества.