Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель и философ Николай Рерих с юных лет серьезно занимался археологией и историей.
Дипломную работу «Гонец» в Императорской Академии художеств Рерих написал по мотивам «Повести временных лет». За эту картину он получил звание художника, а с выставки ее для своей коллекции приобрел Павел Третьяков. В начале 1900-х годов художник путешествовал по России, делал зарисовки памятников старины для будущих произведений, изучал фольклор.
Рерих создавал декорации и костюмы к театральным спектаклям, в том числе к нескольким постановкам «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
В 1909 году композитор Игорь Стравинский и Николай Рерих начали работу над балетом на тему древних верований и обрядов языческой Руси. Работа над эскизами декораций и костюмов к «Весне священной» (первоначальное название — «Великая жертва») велась до 1913 года. В окончательной редакции балет состоял из двух действий: «Поцелуй земле» и «Великая жертва».
Первое действие включало в себя весенние гадания, пляски молодых щеголих, игры умыкания жен, хороводы, игру двух городов, шествие старейшего-мудрейшего, его ритуальный поцелуй расцветшей земле и «выплясывание земли». Во втором происходили тайные игры девушек, хождение по кругам «среди заклятых камней», избирание жертвы и ее величание, взывание к праотцам, действо старцев-праотцов человечьих и великая священная пляска. Декорации балета перекликались с костюмами персонажей.
В экспозиции музея представлены три эскиза костюмов к «Весне священной» — нарядов девушки, щеголихи и жреца. Во время работы над ними Рерих внимательно изучал русский народный костюм. Однако этнографическая достоверность в эскизах соединена с художественным вымыслом. Костюмы выполнены преимущественно в белой и красной цветовой гамме, чтобы танцоры выделялись на фоне зеленых декораций. Геометрический орнамент на одежде имитирует вышивку, на ногах девушки, щеголихи и жреца художник изобразил лапти.
«Весну священную» при жизни ее создателей ставили несколько раз — в 1920-х, 1930-х и 1940-х годах в театрах Парижа, Лондона, Филадельфии, Милана и Стокгольма. И каждый раз Рерих принимал участие в оформлении этих постановок. Последний раз — в 1944 году, когда находился в Индии. Этот спектакль состоялся 24 апреля 1948 года, уже после смерти художника. Костюмы к премьерной постановке 1913 года почти в полном объеме дошли до наших дней и хранятся в различных музеях.
Дипломную работу «Гонец» в Императорской Академии художеств Рерих написал по мотивам «Повести временных лет». За эту картину он получил звание художника, а с выставки ее для своей коллекции приобрел Павел Третьяков. В начале 1900-х годов художник путешествовал по России, делал зарисовки памятников старины для будущих произведений, изучал фольклор.
Рерих создавал декорации и костюмы к театральным спектаклям, в том числе к нескольким постановкам «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
В 1909 году композитор Игорь Стравинский и Николай Рерих начали работу над балетом на тему древних верований и обрядов языческой Руси. Работа над эскизами декораций и костюмов к «Весне священной» (первоначальное название — «Великая жертва») велась до 1913 года. В окончательной редакции балет состоял из двух действий: «Поцелуй земле» и «Великая жертва».
Первое действие включало в себя весенние гадания, пляски молодых щеголих, игры умыкания жен, хороводы, игру двух городов, шествие старейшего-мудрейшего, его ритуальный поцелуй расцветшей земле и «выплясывание земли». Во втором происходили тайные игры девушек, хождение по кругам «среди заклятых камней», избирание жертвы и ее величание, взывание к праотцам, действо старцев-праотцов человечьих и великая священная пляска. Декорации балета перекликались с костюмами персонажей.
В экспозиции музея представлены три эскиза костюмов к «Весне священной» — нарядов девушки, щеголихи и жреца. Во время работы над ними Рерих внимательно изучал русский народный костюм. Однако этнографическая достоверность в эскизах соединена с художественным вымыслом. Костюмы выполнены преимущественно в белой и красной цветовой гамме, чтобы танцоры выделялись на фоне зеленых декораций. Геометрический орнамент на одежде имитирует вышивку, на ногах девушки, щеголихи и жреца художник изобразил лапти.
«Весну священную» при жизни ее создателей ставили несколько раз — в 1920-х, 1930-х и 1940-х годах в театрах Парижа, Лондона, Филадельфии, Милана и Стокгольма. И каждый раз Рерих принимал участие в оформлении этих постановок. Последний раз — в 1944 году, когда находился в Индии. Этот спектакль состоялся 24 апреля 1948 года, уже после смерти художника. Костюмы к премьерной постановке 1913 года почти в полном объеме дошли до наших дней и хранятся в различных музеях.