Многогранное творчество Николая Константиновича Рериха органично объединило в себе философию, живопись, литературу. Его произведения обладают беспредельностью гармонии, красоты, любви и мудрости, соединяют культуру Запада и Востока. При этом истоки его творчества были связаны с Россией, ее историей и культурными традициями.
На картине 1904 года «Старый Псков» в обобщенной форме, не останавливаясь на деталях, Николай Рерих воссоздал сам дух сурового средневекового времени. Автор построил колорит на излюбленном псковскими иконописцами сочетании приглушенных зеленых и оранжево-красных тонов. Мастер изобразил город твердыней русской земли, чьи могучие крепостные стены не раз отражали натиск врага. Многочисленные суда у берега напоминают о том, что город был крупным торговым центром.
Полотно пронизано смутным чувством тревоги, что связано с исторической судьбой города. Расположение на западных рубежах Древней Руси приводило к тому, что Псков одним из первых принимал на себя удары недругов.
Художник показал безлюдный берег у городских ворот,
потемневшие от времени крепостные стены и башни, хмурое небо, пронизанное
вспышками зарницы. Погружаясь в далекое прошлое, Рерих искал ответы на вопросы,
поставленные его временем. Все уже было. В трудные периоды народ выстоял,
опираясь на веру в правое дело и высшие духовные начала.