Опера Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» была важной частью творческой судьбы Николая Константиновича Рериха. Начиналось все с «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Николаю Рериху было предложено оформить две оперы для первых сезонов 1908–1909 годов: «Псковитянку» Николая Римского-Корсакова и «Князя Игоря» Александра Бородина. По этому поводу он делился с московскими корреспондентами:
Эскиз костюма Владимира Галицкого
Время создания
18 октября 1914 года
Место создания
Англия, Лондон
Размер
23,5x16 см
Техника
гуашь, бумага, картон
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении #2
#4
Очевидно, какая-то судьба начинать мне все из-за границы. Начнем там «Игорем».
#5
Несмотря на то, что Рерих подготовил эскизы декораций и костюмов ко всем четырем действиям оперы, сценическая реализация задумки в силу сложившихся обстоятельств в первые «Русские сезоны» была возможна только для одной части оперы, которая шла под названием «Вокально-танцевальная сюита „Половецкие пляски“». Позже, вспоминая о первом «Русском сезоне», Николай Константинович писал, что два эпизода из дягилевской постановки в Париже были незабываемы — это его дружба с Саниным и благодарность Шаляпина за костюм для него в роли хана Кончака: «Скифо-монгольский костюм умел надеть Шаляпин».
Полная версия оперы «Князь Игорь» была показана в Лондоне, в программе «Большого сезона русской оперы и балета», в 1914–1915 годах. Это была уже новая сценическая версия режиссера Александра Санина, который хотел придать произведению «предельную выпуклость», и Рерих, по словам Санина, отлично с этим справился.
Искусствовед Ольга Рожнова пишет:
Полная версия оперы «Князь Игорь» была показана в Лондоне, в программе «Большого сезона русской оперы и балета», в 1914–1915 годах. Это была уже новая сценическая версия режиссера Александра Санина, который хотел придать произведению «предельную выпуклость», и Рерих, по словам Санина, отлично с этим справился.
Искусствовед Ольга Рожнова пишет:
#6
На эскизе к лондонской постановке Галицкий изображен в виде приземистой стилизованной фигуры. Движение — широко расставленные ноги, небрежно зажатый в руке кубок с вином, другая рука поднята в бесшабашном жесте гуляки — как бы поддержано звонким алым цветом кафтана, расшитого на груди зелено-синим и желтым орнаментом. Зарубежный зритель видел в подобном художественном решении стремление к стилю примитивистов и орнаментации «русской Азии». Но ошеломляющий успех Шаляпина в этой роли был определен не только феерической зрелищностью образа. Порвавший с условностью оперных шаблонов, бытовавших на сценах российских музыкальных театров, Шаляпин обладал новым видением <…> В содружестве с [Рерихом] Фёдор Иванович создавал внешний пластический рисунок сценического образа. Голос Шаляпина, его игра, полная глубины и мощи, органично сочетались с масштабными, насыщенными цветом декорациями Рериха.
#3
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Эскиз костюма Владимира Галицкого
Время создания
18 октября 1914 года
Место создания
Англия, Лондон
Размер
23,5x16 см
Техника
гуашь, бумага, картон
Коллекция
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться