«Эскизы росписи моленной» представляют собой одни из немногих полностью сохранившихся произведений русского художника Николая Константиновича Рериха в области монументально-декоративного искусства. Эскизы включают 14 полотен, которые автор выполнил темперой.
Николай Рерих создавал панно под значительным влиянием древнерусской монументальной живописи, а также современного художнику стиля модерн. Эскизы росписи, как и все произведения Николая Константиновича, глубоко символичны по своему содержанию. Для того чтобы понимать искусство Рериха, нужно помнить, что основная мысль его философского и художественного наследия заключалась в усовершенствовании мира через самосовершенствование человека. Для этого необходимо знать свои истоки, историю, жить в гармонии с природой и самим собой.
Художник не использовал библейских сюжетов и библейских персонажей в эскизах росписи моленной. Лейтмотивом работ стала тема становления христианства на Руси. Предположительно, помещение моленной должно было быть круглым; в центре, вероятно, планировалось расположить панно «Хозяин дома», где изображен старейшина древнего славянского рода.
По одежде старца и архитектурным сооружениям, на фоне которых Николай Рерих изобразил его, можно понять, что художник детально изучал древнерусскую культуру. В названия полотен мастер не включал имена. Видимо, художник не хотел конкретизировать, то есть ограничивать, созданные им образы.
Все, что Рерих делал, он делал для будущего. Именно поэтому в панно так много символики. Автору было важно передать в будущее саму идею, которую содержит и весь ансамбль целиком, и каждое отдельное полотно. Это идея памяти о своей истории, которую необходимо сохранять даже в смутные, обедненные духовно времена. Национальный по типу бородатый старец должен был напоминать о строе, когда особо чтились старики. Его образ заключал в себе всех святых сразу, их мудрость, опыт, древние традиции.