Русский искусствовед и
художественный критик Сергей Ростиславович Эрнст (1894–1980), современник
Николая Константиновича Рериха, назвал этот эскиз росписи одним из его капитальных
произведений. Он писал:
Благие посетившие. Эскиз росписи моленной
К 1914 году относится новое большое произведение Рериха в церковном характере — двенадцать панно для молельни виллы Л.С. Лившиц. <…> Очень показательно для Рериха и все содержание росписи — только он мог облечь в такую форму декоративное убранство покоя, посвященного отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны.
В работе над эскизами по оформлению моленной отразилась основная мысль и художественного, и философского наследия Рериха — усовершенствование мира через самоусовершенствование человека. Фигуры людей, которых Николай Константинович Рерих изобразил на панно «Благие посетившие», олицетворяют терпение, жертвенность, христианское милосердие.
Автор выполнил величественные и спокойные фигуры святой и святого — предположительно, крестителя Руси, князя Владимира Святославовича, и княгини Ольги, одной из первых русских христианок-правительниц. Между ними Рерих поместил «Древо жизни» с чудесными птицами.
Панно «Благие посетившие» имеет пару. Композиционно оба панно построены по одному принципу. «Благие посетившие» наделены древнерусской и византийской характерностью. Предположительно, на втором одноименном панно Рерих изобразил византийского императора Константина и его мать Елену, отражая тот факт, что христианство на русскую землю пришло из Византии.
В названиях полотен нет имен. Художник решил не конкретизировать персонажей произведений и не ограничивать созданные им образы. Николай Константинович поместил персонажей в золотисто-оливковое пространство. Их одежды он покрыл сложным декоративным узором, который составил одно целое с фоном панно.