Творчество Александра Головина, одного из самобытных мастеров Серебряного века, отличалось многогранностью. Его графические произведения печатались в журнале «Мир искусства», любители живописи ценили Головина за мастерство портрета и натюрморта, а театральные работы художника украшали лучшие постановки Всеволода Мейерхольда и Сергея Дягилева.
В театр Головин пришел в тридцатипятилетнем возрасте и очень быстро предложил поистине революционный подход к декоративному решению спектаклей. Каждую постановку он рассматривал как сложное, многоплановое зрелище, в котором ведущую роль играла не только музыка, но и цветовые сочетания, и игра света. Головин поднял декорацию и костюм до уровня большого искусства. Он изменил порядок, при котором декорации к спектаклю создавались несколькими мастерами, а костюмы и бутафория подбирались из ранее сыгранных спектаклей. Теперь постановка оформлялась целиком одним художником, что позволяло достичь образного и стилевого единства.
Головин не только создавал эскизы декораций и костюмов, но по большей части сам расписывал декорационные холсты и лепил бутафорию. Именно Головину принадлежит идея создания костюмов, согласно которой работают и современные театры.Костюмы стали шить из простых и недорогих тканей, а имитации драгоценных материалов добивались за счет ручной росписи и аппликаций.
Для выполнения этих работ Головин организовал при Мариинском театре костюмерную и красильную мастерские. Работницы этих мастерских часто становились моделями для его портретов. Этот цикл искусствоведы поэтично называют «сюитой». К ним относится и «Цыганка» из собрания Новосибирского художественного музея. Для этого полотна характерны большой масштаб холста, изображение фигуры в полный рост, приближение портрета к форме плоского панно, смелость игры с пространством. При этом отказ от техники живописи маслом ради более сложной темперы был продиктован веяниями времени. Так же, как и колорит картины, лишенный ярких, звучных цветов. Эти новаторские в станковой живописи черты сложились под влиянием опыта Головина в области театрально-декорационного искусства.
В театр Головин пришел в тридцатипятилетнем возрасте и очень быстро предложил поистине революционный подход к декоративному решению спектаклей. Каждую постановку он рассматривал как сложное, многоплановое зрелище, в котором ведущую роль играла не только музыка, но и цветовые сочетания, и игра света. Головин поднял декорацию и костюм до уровня большого искусства. Он изменил порядок, при котором декорации к спектаклю создавались несколькими мастерами, а костюмы и бутафория подбирались из ранее сыгранных спектаклей. Теперь постановка оформлялась целиком одним художником, что позволяло достичь образного и стилевого единства.
Головин не только создавал эскизы декораций и костюмов, но по большей части сам расписывал декорационные холсты и лепил бутафорию. Именно Головину принадлежит идея создания костюмов, согласно которой работают и современные театры.Костюмы стали шить из простых и недорогих тканей, а имитации драгоценных материалов добивались за счет ручной росписи и аппликаций.
Для выполнения этих работ Головин организовал при Мариинском театре костюмерную и красильную мастерские. Работницы этих мастерских часто становились моделями для его портретов. Этот цикл искусствоведы поэтично называют «сюитой». К ним относится и «Цыганка» из собрания Новосибирского художественного музея. Для этого полотна характерны большой масштаб холста, изображение фигуры в полный рост, приближение портрета к форме плоского панно, смелость игры с пространством. При этом отказ от техники живописи маслом ради более сложной темперы был продиктован веяниями времени. Так же, как и колорит картины, лишенный ярких, звучных цветов. Эти новаторские в станковой живописи черты сложились под влиянием опыта Головина в области театрально-декорационного искусства.