В историю русского искусства Сергей Зарянко вошел как автор целой галереи портретов своих современников. Он писал представителей высших слоев общества — в том числе императора Александра II и членов его семьи, государственных и военных деятелей, а также купцов, ученых и людей искусства. В лучших его произведениях глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью.
Основой творчества Зарянко считал «математический» подход к живописи. Он отрицал вдохновение, порыв, стремился к точному изучению натуры, скрупулезному показу индивидуальных черт каждой модели. «Аксессуары должны быть совершенно окончены, сильно прописаны, чтобы голова была равносильна натуре», — считал художник. В портретах он создает полную иллюзию живого человека, «выглядывающего» из своего окна-рамы.
«Портрет молодой женщины» из коллекции Новосибирского государственного художественного музея исполнен безмятежности и гармонии. Эти ощущения так созвучны внутреннему строю героини изображения. Подчеркивая их, художник строит композицию на мягких и плавных линиях, избегает резких световых и цветовых контрастов. Зарянко работает в сглаженной технике масляной живописи, создавая особую, похожую на эмаль красочную поверхность. Такая манера особенно ценилась богатыми заказчиками.
Подобные «Портрету молодой женщины» произведения часто создавались перед вступлением девушек в брак. Как правило, семья оставляла портрет в стенах родного дома как память о ней и семейную реликвию. Настоящее полотно датировано самим художником 1856 годом, но прическа и одежда изображенной принадлежат более раннему времени — пушкинской эпохе, рафинированному и строгому Петербургу 1830-х годов. К примеру, круглый узкий шарф из меха или перьев — боа — стал модным аксессуаром именно в 1830-е годы.
Основой творчества Зарянко считал «математический» подход к живописи. Он отрицал вдохновение, порыв, стремился к точному изучению натуры, скрупулезному показу индивидуальных черт каждой модели. «Аксессуары должны быть совершенно окончены, сильно прописаны, чтобы голова была равносильна натуре», — считал художник. В портретах он создает полную иллюзию живого человека, «выглядывающего» из своего окна-рамы.
«Портрет молодой женщины» из коллекции Новосибирского государственного художественного музея исполнен безмятежности и гармонии. Эти ощущения так созвучны внутреннему строю героини изображения. Подчеркивая их, художник строит композицию на мягких и плавных линиях, избегает резких световых и цветовых контрастов. Зарянко работает в сглаженной технике масляной живописи, создавая особую, похожую на эмаль красочную поверхность. Такая манера особенно ценилась богатыми заказчиками.
Подобные «Портрету молодой женщины» произведения часто создавались перед вступлением девушек в брак. Как правило, семья оставляла портрет в стенах родного дома как память о ней и семейную реликвию. Настоящее полотно датировано самим художником 1856 годом, но прическа и одежда изображенной принадлежат более раннему времени — пушкинской эпохе, рафинированному и строгому Петербургу 1830-х годов. К примеру, круглый узкий шарф из меха или перьев — боа — стал модным аксессуаром именно в 1830-е годы.
Вопрос о том, почему художник в 1850-е годы создает столь старомодный для своего времени образ, остается открытым. Быть может, таково было желание самой заказчицы — видеть себя в молодости. Также возможно, что портрет писался не с натуры, а по миниатюре.